Как избежать трудностей во время перевозки пчел
Всё о перевозке пчёл
Пчелиные рои переносят или перевозят на любое расстояние — они не возвращаются на свое старое место. Пойманный рой можно поселить в улей рядом с семьей, из которой он вышел, при этом пчелы роя в материнскую семью не перелетят. Чтобы рой не запарился при перевозке, в роевне должна быть вентиляция с двух сторон.
Купленные пчелиные семьи в ульях необходимо перевозить не менее чем за 5 км от прежнего места расположения. Если же пчёл перевозить на меньшее расстояние, то часть их потом возвратится обратно. Объясняется это тем, что пчелы летают за взятком от своего улья в радиусе 3-5 км, и вся местность на этом расстоянии им знакома. При необходимости перевозки пчёл на 50 или 500 м сначала их увозят на 5 км от пасеки, а через две недели на намеченное место.
Если же пчелиные семьи необходимо сразу перевезти на расстояние 50 или 500 м, то ульи расставляют на новом месте точно так же, как они стояли на старой стоянке. Летки нужно держать закрытыми 3-4 дня, а в гнездо давать периодически воду. После истечения указанного срока летки открывают, но прикрывают их травой, сеном, ветками, щитами. Этим создается искусственное препятствие пчелам, пробившись через которое, они должны облететься. Облетевшиеся пчелы на новом месте слетают на старое в малом количестве, а через некоторое время перелетают на новое, если на старой стоянке не остались другие ульи с пчелами.
Нужна ли подготовка купленных семей к перевозке?
Во время перевозки пчелы приходят в возбужденное состояние и повышают температуру внутри гнезда, от которой могут погибнуть пчелы и расплод, оборваться соты с мёдом и нектаром. Чтобы этого не случилось, при подготовке семей к перевозке из гнезд вынимают полномедные рамки, рамки со свежепринесенным нектаром и с вощиной. Вместо них ставят рамки с сушью. Меда оставляют в однокорпусных ульях не более 7 кг, а в двухкорпусных — 5 кг.
Если пчёл перевозят ранней весной, когда семьи имеют небольшие размеры, то гнезда сдвигают к одной стенке улья, плотно прижимая рамки с постоянными разделителями одна к другой. Если рамки без постоянных разделителей, то между ними вставляют брусочки сечением 15×15 мм и длиной 150 мм с вбитыми вверху гвоздями, предохраняющими от проваливания их вниз. С другой стороны гнезда диафрагму или крайнюю рамку прибивают к передней и задней стенкам улья, чтобы не было раскачиваний.
Когда ульи перевозят с надежными крышами и в подкрышниках имеются окна, зарешеченные металлической сеткой 3×3 мм от прохода пчёл, то корпус гнезда или надставку ничем не накрывают. Если ульи с пчёлами перевозят без крыш, то сверху гнезда к корпусу улья или надставке прибивают кочевую сетку или мешковину так, чтобы пчелы не могли выходить наружу.
Вечером, когда прекратится лет пчёл, в ульях летки закрывают наглухо вкладышами на всю глубину летка и все щели заделывают паклей. Если ульи оборудованы подрамниками, то их вынимают. Этим создается дополнительное воздушное пространство для вентиляции и размещения пчёл при переезде.
Как перевозят ульи с пчелами?
Перед перевозкой пчёл подготавливают лицевую сетку, дымарь с топливом, разведенную глину, простыни из мешковины, спички и воду.
Подготовленные к перевозке ульи вечером грузят на транспорт так, чтобы рамки были параллельно переднему борту и крепко увязывают веревками от раскачиваний. Сверху и с боков утепление в ульи не кладут. При перевозке ранней весной в прохладную погоду, когда в ульях 8-12 рамок (кроме многокорпусных), утепление можно положить. В жару ульи с пчёлами перевозят ночью, а в пасмурную и прохладную погоду — в любое время суток.
При перевозке пчёл в дневное время, особенно в жару, в кузове транспорта необходимо обращать внимание на вентиляцию. Ульи размещают так, чтобы между их рядами вдоль транспорта были расстояния 10-15 см для увеличения циркуляции воздуха во время движения, особенно нижних и средних рядов. Такие расстояния между рядами ульев выдерживаются путем прокладки деревянных брусков толщиной 10-15 см.
Перевозить пчёл по хорошей дороге можно со скоростью 60-70 км/час, а по разбитой — 15-20 км/час, не допуская резкого торможения.
Можно перевозить пчёл и с открытыми летками, особенно ночью. В таком случае необходима вентиляция в потолке, для этого можно снять одну потолочину или загнуть холстик сбоку потолка.
По прибытии на место назначения ульи с пчёлами разгружают и ставят около каких-либо ориентиров на заранее подготовленные места, накрывают крышами, если ульи перевозились без них. Когда пчелы успокоятся и перестанут шуметь, им открывают полностью летки. Утром благополучно переехавшие семьи энергично облетываются и начинают работать в поле. Им возвращают утепления. Потом выявляют неблагополучно переехавшие семьи и оказывают помощь в первую очередь тем, у которых из ульев вытекает мед.
Что делать, если из ульев вытекает мёд?
В первую очередь необходимо открыть верхние летки и приподнять крыши для выхода пчёл наружу. Успокоившиеся пчелиные семьи разбирают и все оборванные соты с мёдом и погибших пчёл убирают. Дно улья очищают от кусочков сотов и подтеков мёда. Испорченные соты заменяют качественными, пополняют корма и дают вощину. Гнезда собирают, утепляют и закрывают крышами. Оба летка оставляют открытыми по силе семей. На протяжении всей разборки гнезд нужно держать дымарь разожженным и в необходимых случаях пользоваться им.
Какую помощь оказывают благополучно переехавшим семьям?
Их раскрывают и, если семьи были собраны для перевозки к одной какой-либо стенке, отрывают прибитую диафрагму или крайнюю рамку. Рамки передвигают по очереди, начиная с крайней, и ставят так, чтобы гнездо оказалось напротив летков, определяют качество и количество расплода, наличие мёда. При необходимости семьям пополняют корма, дают доброкачественные соты и вощину. Гнездо с двух сторон ограничивают диафрагмами, кладут потолочины или холстик и, утеплив сверху и с боков, закрывают крышей.
Если хорошо переехавшие семьи занимают полный корпус улья или два и сверху стоят пустые надставки, то, сняв крышу и надставку, нужно убедиться в отсутствии в гнезде неполадок, наличии в достатке корма, качественной суши и вощины. У семей послабее надставки убирают, а у сильных наполняют полурамками суши и вощины вперемежку и ставят на гнезда корпусов, сверху накрывают потолочинами или холстиками, утепляют и закрывают крышами. Летки оставляют открытыми по силе семей.
Другие статьи на эту тему читайте здесь.
Как избежать трудностей во время перевозки пчел
Кочевка — это процесс перевозки пчел для обеспечения хорошего сбора меда на всей продолжительности сезона. Проводят его, чаще всего, в горно-лесных районах, где растут много разных медоносов. Относиться к этому процессу стоит серьезно и готовиться заблаговременно, так как от этого зависит успех сезона.
Для чего она нужна?
Кочевое пчеловодство — один из способов повышения сбора меда на пасеке. Пчелы принесут гораздо больше нектара, если расстояние до медоносных растений будет меньше. Пчелиная семья расходует от 180 до 220 грамм меда на полеты, если расстояние до растений составляет около 1 км. При организации пасеки нужно размещать ее в непосредственной близости к медоносным растениям. От этого зависит успешность сбора, ведь пчелки будут тратить меньше сил на перелеты и приносить больше нектара.
Как подготовить пчел к кочевке
Начинать подготовку к перемещению пасеки на колесах следует за несколько дней до кочевки.
Требования к пасеке
- осмотреть, как размещены места с медоносными растениями;
- важно, чтобы пасека была здоровой, и на ней были выполнены все санитарные и гигиенические нормы;
- не стоит размещать пасеку в близости 3,5-4,5 км от прежнего места, так как пчелы могут вернуться туда;
- подумайте над оптимальным использованием растений, которые дают нектар. Например, гречиха делает это только в первой половине дня.
Подготовка гнезд
- обеспечьте проветривание гнезд при перевозке;
- откачайте рамки, которые заполнены медом. Расширьте гнезда за счет дополнительных корпусов, чтобы у пчел было место для складывания добычи на новом месте;
- для того чтобы жильцы не запарились внутри, уберите утеплительные подушки;
- разместите ульи недалеко от леса для защиты их от ветра и прямых солнечных лучей;
- обеспечьте воду для пчел.
Подготовка пчеловода
Многое зависит и от опытности пчеловода: от него требуется безупречное знание всех нюансов. Кочевка пчел создает очень много трудностей, связанных с риском. Для пчеловода важно все правильно организовать, подобрать транспорт, все работы по подготовке выполнить заблаговременно. Необходимо собрать все вещи, которые понадобятся в полевых условиях: медикаменты, посуда, продукты. Также он должен уметь быстро привыкать к новым условиям работы, а этому тоже надо учиться.
Погрузка и переезд
Когда вечером насекомые прилетают обратно в ульи, их плотно закрывают и фиксируют гвоздями летковые задвижки. В машине их чаще всего располагают в несколько ярусов и крепко связывают веревками.
При укладывании в 3 яруса лучше перестраховаться и нарастить борта машины досками. В дороге могут случиться непредвиденные обстоятельства. Для предотвращения таких ситуаций с собой берут дымарь, лицевые сетки, молоток, глину и паклю.
Когда вы транспортируете ульи на повозке, положите под них солому или хворост, чтобы при толчках их не повредить. Устанавливают ульи так же, как и на машину — летком назад по направлению движения. Этим видом транспорта пользуются чаще всего ночью. Только если дорога очень ровная, допускается движение рысью, в остальных случаях передвижение осуществляется шагом.
Расстановка ульев на новом месте
Как только вы прибыли на новое место, нужно установить ульи на заранее подготовленные подкладки. Для первого облета открывайте пчел, как только они успокоятся. После этого снимите приспособления, которые вы использовали при переезде. Для того чтобы успокоить пчел, размещайте их ульи недалеко от кустов и деревьев. Это объясняется тем, что пчелы видят ориентиры возле своих ульев и меньше залетают на чужие. Не располагайте пасеку так, чтобы она упиралась одним концом в медоносные растения. Из-за этого пчелы будут часто пролетать через самые близко расположенные улики, и они будут переполнены медом.
Кочевка пчел — процесс не из легких и зависит от множества факторов. Важнейшим из них является опытность пчеловода. Если он знает, что делать, и делает все вовремя, проблем с переездом и подготовкой не возникнет. Удачи вам в этом нелегком деле!
Перевозка пчел на взяток
Пчел перевозят в следующих случаях: 1) весной — с целью использовать весенние медоносы, 2) летом — на летние медоносные растения и 3) осенью — чтобы дать возможность пчелам иметь взяток до наступления холодов. Кроме этого, существуют еще перевозки специального назначения для опыления таких сельскохозяйственных культур, как семенники люцерны, эспарцета, клевера и пр. Куда бы ни перевозили пчел, необходимо предварительно организовать разведку местности.
Разведка местности
Основная цель разведки заключается в том, чтобы найти место, богатое медоносными растениями и с хорошей питьевой водой. Лучшим местом для весеннего точка являются поляны в пересеченной местности, защищенные от сквозного ветра либо склоном горы либо густо растущими высокими деревьями и кустарниками. Очень желательна близость к пасеке также ручейков, покрытых ветлой.
В лесах гор и предгорий часто можно найти хорошие площадки для пасеки. Нужно обратить внимание на почву — не покрыта ли она галькой или щебнем, занесенными водой бурных горных потоков. Места с указанными признаками очень опасны для стоянки пасеки, так как из-за внезапных наводнений в результате ливней, прошедших в горах, пасеки неоднократно гибли: бешено мчащиеся потоки все смывают на своем пути.
В южных районах Советского Союза серьезным врагом пчел является птица щур золотистый. Места массового обитания этой птицы также непригодны для пасеки, ибо щуры питаются преимущественно пчелами; они в короткий срок уничтожают лётных пчел и делают пасеку бездоходной. Щур золотистый гнездится в норах на высоких берегах рек, в крутых обрывах балок и холмов возле водоемов.
В лесах при разведке местности для стоянки пасеки нужно избегать сырых заболоченных мест, так как из-за сырости и тумана пчелы плохо развиваются и у них в значительной степени снижается сопротивляемость в отношении европейского гнильца.
Обилие разнообразных медоносов прежде всего привлекает пчеловода-разведчика. Но, к сожалению, выделение нектара у большинства медоносных растений сильно колеблется по годам. Следовательно, нельзя полагаться исключительно на внешний вид растительного покрова.
Чтобы избежать безрезультатных перевозок, пчеловоды колхозов Ивановского района, Краснодарского края, впервые применили следующий прием. В намеченное место для стоянки пасеки пчеловод привозит на багажнике велосипеда маленький фанерный улеек с пчелами ко времени зацветания главного медоноса данного массива. Если пчелы, возвращаясь в улей, падают тяжело у летка, то в тот же вечер перевозится вся пасека, заблаговременно подготовленная пчеловодом. В противном случае наблюдение за контрольным улейком продолжается до тех пор, пока не получится определенный результат.
Погрузка пчелиных семей на автомашину для перевозки на медосбор.
Подготовка пасеки к перевозке
Для успешной перевозки пчел необходимо тщательно подготовить ульи. В стандартных рамках, имеющих размер снаружи 435 X 300 мм, должно быть натянуто по 4 проволоки, а в уменьшенных (435 X X 230 мм) — 3 проволоки. Для перевозок пригодны только те рамки, у которых толщина плечиков и боковинок 1′ ом. Необходимо также проверить, нет ли свободных пространств между плечиками рамок и фальцем угла. Если таковые имеются, то их необходимо заделать вкладышами или закрепить рамки на месте тонкими гвоздиками.
Улочки в пути не должны изменять своей величины. Это достигается либо постоянными разделителями на боковинках рамок либо временными межрамочными вкладышами. Чтобы разделитель не проваливался в улочке, он делается Т-образной формы; длина — 50—60 мм, а толщина — соответственно улочке. Применяются разделители, прикрепленные к общему бруску наподобие деревянных грабель. Такие разделители значительно ускоряют работу по подготовке ульев к перевозке. При ранневесенних и позднеосенних перевозках пчел, когда не требуется вентиляции, можно с успехом пользоваться межрамочными реечками (470 мм длины).’ Такие вкладыши-реечки незаменимы для утепления гнезд, так как образуют герметически-плотный потолок из сомкнутых вверху рамок; они же являются и надежными разделителями рамок в пути. Все рамки в улье плотно сжимаются последними вкладышами, которыми заклинивают пространство между кроющей рамкой и стенкой улья.
Если приходится перевозить пчел в жару, то потолочные дощечки, холсты и рейки-вкладыши удаляют из улья для доступа в гнезда воздуха из вентиляционных отверстий и уменьшения духоты. Дно, корпус, надставку и крышу свинчивают при помощи скрепа-хомута. Летки не зарешечивают, а закрывают глухими задвижками, так как решетки в летках беспокоят пчел и вызывают общее волнение всей семьи.
Во время летней духоты пчелы сидят кучей возле летка, а иногда выкучиваются из улья в виде «бороды». Дымом их загнать в улей невозможно. Остается только одно испытанное средство — пульверизация пчел водой, от которой, как при дожде, они быстро входят в улей; после этого закрывают леток. Открываются все вентиляционные отверстия в крышках ульев.
В чрезмерно переполненных пчелами ульях приходится делать слёты старых пчел для перевозки их отдельно. С этой целью на запасное дно ставят корпус с рамками суши, небольшим количеством (200—300 г) запечатанного меда и закрывают крышкой. Рамки скрепляются указанным выше способом и все части улья свинчиваются. Вентиляционные отверстия должны быть закрыты, чтобы воздух, поступающий извне, не возбуждал лётных пчел. Приготовленный в дорогу улей ставят в разгар лёта пчел на место улья с сильной семьей, а этот последний относят в сторону. Семьи, лишившиеся большинства лётных пчел, ведут себя в пути очень спокойно, так же как и их лётные пчелы, перевозимые отдельно. На новом месте каждый корпус с лётными пчелами ставят на свой улей в виде надставки. Это спасает сверхмощные семьи от гибели в пути.
Весь инвентарь и предметы домашнего обихода приводят в готовность по заранее составленному списку, который ежегодно лишь дополняют или сокращают. Без такого списка очень легко забыть предметы, необходимые в дороге, а еще хуже — на новом месте и при возвращении с пчелами домой.
Причины волнения пчел в пути и способы их предупреждения
Беспокойство, причиняемое пчелам перевозкой, отражается на семьях неодинаково. В одних ульях после первого шума, вызванного беспокойством, наступает относительная тишина, так как пчелы держатся общим клубом за соты и в таком состоянии хорошо переносят перевозку. В других — часть лётных пчел усиленно стремится вылететь через зарешеченные Летки и вентиляционные сетки и от напряжения погибает в пути; молодые же пчелы и часть лётных пчел остаются живыми и работоспособными. После перевозки такие семьи быстро оправляются. В некоторых ульях наблюдается такая картина: через летки, после их открытия, выходит масса лётных пчел и ползет по земле. Пчелы блестяще-лоснящиеся, словно смазаны жиром. Эти пчелы погибают в траве и не участвуют в использовании взятка. Наконец, бывают случаи, когда беспокойство старых лётных пчел передается всей семье и ведет ее к гибели. Температура в улье поднимается до такой степени, что . соты размягчаются и оползают на дно, расплод и пчелы запариваются и становятся мокрыми, словно их облили кипятком.
Многочисленными наблюдениями пчеловодов на юге установлено, что пчелиные семьи погибают в пути не от недостатка воздуха из-за несовершенной вентиляции, а в результате возбуждения всех пчел, поднимающих температуру в улье до такой степени, что происходит вышеописанная катастрофа. Если во-время открыть леток хотя бы для прохода 2—3 пчел, то гибели семьи не будет, так как из улья выйдут наиболее беспокойные пчелы, они же и наиболее старые, — и в улье сразу же наступает успокоение всей массы пчел хотя бы не было никакой вентиляции, и, наоборот, никакая вентиляция не помогает, если при закрытых летках пчелы приходят в поголовное возбуждение.
Пчелы сильно волнуются в следующих случаях. Первая причина, если перевозят пчел с одного взятка на другой, например при покупке пчел во время взятка или при переброске пасеки с места меньшего взятка на место с большим взятком,, в особенности в первые дни наступившего взятка после безвзяточного периода. Пчелы, разгоряченные первым напрыском, всегда в пути приходят в сильное возбуждение и при закрытых летках запариваются. В этом случае приходится перевозить пчел с открытыми летками на грузовой машине. Каждый улей с закрытым летком ставят на машину как можно осторожнее летком к боковому борту, после чего тотчас же открывают леток на 1—2 см. Так постепенно грузятся все ульи. Если по той или иной причине машина задержится в Пути и пасеку придется перевозить днем, в зной, т. е. при самых неблагоприятных условиях, гибели пчел не будет.
Мнение, будто бы семьи, перевозимые с открытыми летками, лишаются всех лётных пчел и становятся бездоходными, лишено всякого основания и полностью опровергается практикой. Вылетает только небольшая группа пчел-разведчиц и так как она не возвращается в улей вследствие движения машины, то остальные пчелы не вылетают, за исключением единичных. В очень сильных семьях часть пчел через открытый леток выкучивается из улья и висит «бородой» на стенке и в таком виде снимается вместе с ульем с машины.
Второй причиной волнения пчел в пути является плохое крепление рамок. Даже небольшое качание нескольких рамок в гнезде влечет за собой гибель пчел в улочках колеблющихся рамок, а эта гибель вызывает волнение остальных пчел, которые стараются выйти из улья и погибают.
Третья причина — потребность в воде, когда в улье имеется много открытого расплода. Хорошая вентиляция улья в этом случае несомненно помогает, тем более что пчелам можно дать воду через вентиляционную сетку.
Как влияет поведение матки на пчел во время пути не установлено, но возможно, что пугливая молодая матка в известной степени может отрицательно влиять на спокойствие пчел во время перевозки.
Пчелы не волнуются и прекрасно переносят дорогу ранней весной после очистительного облета и поздней осенью. В том и другом случае в ульях либо нет расплода, либо его незначительное количество. Гнезда не переполнены пчелами, взяток отсутствует. Прохладная погода позволяет перевозить пчел даже днем с наглухо закрытыми вентиляционными отверстиями и летками без каких бы то ни было потерь, лишь бы не было качания рамок и все части улья были бы надежно скреплены.
Погрузка ульев с пчелами и их перевозка
Пчел грузят на машины при наступлении сумерек, когда закончится лёт пчел. Погрузка иногда длится и ночью, а потому необходимо иметь по крайней мере один фонарь. Как показывает практика, однокорпусные ульи и лежаки можно ставить на грузовик в три этажа, а двухкорпусные — в два яруса.
Если предоставляется выбор, всегда следует предпочесть большую машину ЗИС-150 полуторатонной «ГАЗ». Задний борт закрепляется в горизонтальном положении либо толстой проволокой либо цепями, и таким образом получается для погрузки ульев дополнительная полезная площадь. Сначала ставят на’ машину вертикально щиты пчеловодной будки спереди и у боковых бортов кузова, а потом ульи в ряд, летками к бортам при холодном заносе, впритык к щитам, стоящим возле кабинки. На первый ряд ульев ставится второй, а затем третий. В таком порядке спереди назад загружается вся грузовая машина. Если же загрузить сначала весь низ машины, потом на образованной из ульевых крыш общей площади ставить второй ряд ульев, а затем третий, то хождение и стук по крышам ульев вызовет беспокойство пчел и трудности при установке ульев. Сверху последнего общего ульевого яруса укладывают плашмя все остальные щиты стенок, пола и крыши будки. Само собой разумеется, что крыши кочевых ульев должны быть плоские, а не двускатные.
Так как груз на машине получается высокий, то пчеловод должен иметь легкую лесенку в 2—2,5 м длины, которая облегчит увязку ульев веревками. • Увязка производится следующим способом. Сначала вокруг всех ульев по средней линии обводится кольцо (венчик), а затем по вертикали веревка должна пройти «впереплет» через кольцо с таким расчетом, чтобы охватить каждую группу ульев от нижнего до верхнего.
Инвентарь: тару под мед, медогонку, порожние ульи и прочее лучше перевозить отдельно& от пчел.
Прибыв на место, прежде всего устраивают поилку, так как пчелы после перевозки испытывают большую потребность в воде. Затем расставляют ульи и открывают летки.
Третьей неотложной работой является установка будки, куда вносят постельные принадлежности, бочонки под мед и прочие предметы, которые необходимо укрыть на случай внезапного дождя. К вечеру того же дня устанавливают контрольный улей.
К. М. ГАНКЕВИЧ
Преподаватель пчеловодства
г. Краснодар
Журнал „Пчеловодство”, № 1, Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, Москва, 1954 г.
Источники:
http://honeygarden.ru/bees/beehive/63.php
http://agronomu.com/bok/5126-kak-izbezhat-trudnostey-vo-vremya-perevozki-pchel.html
http://agroden.ru/publ/pchelovodstvo/perevozka_pchel_na_vzjatok/6-1-0-135