Как избежать трудностей во время перевозки пчел

Всё о перевозке пчёл

Пчелиные рои переносят или перевозят на любое расстояние — они не возвращаются на свое старое место. Пойманный рой можно поселить в улей рядом с семьей, из которой он вышел, при этом пчелы роя в материнскую семью не перелетят. Чтобы рой не запарился при перевозке, в роевне должна быть вентиляция с двух сторон.

Купленные пчелиные семьи в ульях необходимо перевозить не менее чем за 5 км от прежнего места расположения. Если же пчёл перевозить на меньшее расстояние, то часть их потом возвратится обратно. Объясняется это тем, что пчелы летают за взятком от своего улья в радиусе 3-5 км, и вся местность на этом расстоянии им знакома. При необходимости перевозки пчёл на 50 или 500 м сначала их увозят на 5 км от пасеки, а через две недели на намеченное место.

Если же пчелиные семьи необходимо сразу перевезти на расстояние 50 или 500 м, то ульи расставляют на новом месте точно так же, как они стояли на старой стоянке. Летки нужно держать закрытыми 3-4 дня, а в гнездо давать периодически воду. После истечения указанного срока летки открывают, но прикрывают их травой, сеном, ветками, щитами. Этим создается искусственное препятствие пчелам, пробившись через которое, они должны облететься. Облетевшиеся пчелы на новом месте слетают на старое в малом количестве, а через некоторое время перелетают на новое, если на старой стоянке не остались другие ульи с пчелами.

Нужна ли подготовка купленных семей к перевозке?

Во время перевозки пчелы приходят в возбужденное состояние и повышают температуру внутри гнезда, от которой могут погибнуть пчелы и расплод, оборваться соты с мёдом и нектаром. Чтобы этого не случилось, при подготовке семей к перевозке из гнезд вынимают полномедные рамки, рамки со свежепринесенным нектаром и с вощиной. Вместо них ставят рамки с сушью. Меда оставляют в однокорпусных ульях не более 7 кг, а в двухкорпусных — 5 кг.

Если пчёл перевозят ранней весной, когда семьи имеют небольшие размеры, то гнезда сдвигают к одной стенке улья, плотно прижимая рамки с постоянными разделителями одна к другой. Если рамки без постоянных разделителей, то между ними вставляют брусочки сечением 15×15 мм и длиной 150 мм с вбитыми вверху гвоздями, предохраняющими от проваливания их вниз. С другой стороны гнезда диафрагму или крайнюю рамку прибивают к передней и задней стенкам улья, чтобы не было раскачиваний.

Когда ульи перевозят с надежными крышами и в подкрышниках имеются окна, зарешеченные металлической сеткой 3×3 мм от прохода пчёл, то корпус гнезда или надставку ничем не накрывают. Если ульи с пчёлами перевозят без крыш, то сверху гнезда к корпусу улья или надставке прибивают кочевую сетку или мешковину так, чтобы пчелы не могли выходить наружу.

Вечером, когда прекратится лет пчёл, в ульях летки закрывают наглухо вкладышами на всю глубину летка и все щели заделывают паклей. Если ульи оборудованы подрамниками, то их вынимают. Этим создается дополнительное воздушное пространство для вентиляции и размещения пчёл при переезде.

Как перевозят ульи с пчелами?

Перед перевозкой пчёл подготавливают лицевую сетку, дымарь с топливом, разведенную глину, простыни из мешковины, спички и воду.

Подготовленные к перевозке ульи вечером грузят на транспорт так, чтобы рамки были параллельно переднему борту и крепко увязывают веревками от раскачиваний. Сверху и с боков утепление в ульи не кладут. При перевозке ранней весной в прохладную погоду, когда в ульях 8-12 рамок (кроме многокорпусных), утепление можно положить. В жару ульи с пчёлами перевозят ночью, а в пасмурную и прохладную погоду — в любое время суток.

При перевозке пчёл в дневное время, особенно в жару, в кузове транспорта необходимо обращать внимание на вентиляцию. Ульи размещают так, чтобы между их рядами вдоль транспорта были расстояния 10-15 см для увеличения циркуляции воздуха во время движения, особенно нижних и средних рядов. Такие расстояния между рядами ульев выдерживаются путем прокладки деревянных брусков толщиной 10-15 см.

Перевозить пчёл по хорошей дороге можно со скоростью 60-70 км/час, а по разбитой — 15-20 км/час, не допуская резкого торможения.

Можно перевозить пчёл и с открытыми летками, особенно ночью. В таком случае необходима вентиляция в потолке, для этого можно снять одну потолочину или загнуть холстик сбоку потолка.

По прибытии на место назначения ульи с пчёлами разгружают и ставят около каких-либо ориентиров на заранее подготовленные места, накрывают крышами, если ульи перевозились без них. Когда пчелы успокоятся и перестанут шуметь, им открывают полностью летки. Утром благополучно переехавшие семьи энергично облетываются и начинают работать в поле. Им возвращают утепления. Потом выявляют неблагополучно переехавшие семьи и оказывают помощь в первую очередь тем, у которых из ульев вытекает мед.

Что делать, если из ульев вытекает мёд?

В первую очередь необходимо открыть верхние летки и приподнять крыши для выхода пчёл наружу. Успокоившиеся пчелиные семьи разбирают и все оборванные соты с мёдом и погибших пчёл убирают. Дно улья очищают от кусочков сотов и подтеков мёда. Испорченные соты заменяют качественными, пополняют корма и дают вощину. Гнезда собирают, утепляют и закрывают крышами. Оба летка оставляют открытыми по силе семей. На протяжении всей разборки гнезд нужно держать дымарь разожженным и в необходимых случаях пользоваться им.

Какую помощь оказывают благополучно переехавшим семьям?

Их раскрывают и, если семьи были собраны для перевозки к одной какой-либо стенке, отрывают прибитую диафрагму или крайнюю рамку. Рамки передвигают по очереди, начиная с крайней, и ставят так, чтобы гнездо оказалось напротив летков, определяют качество и количество расплода, наличие мёда. При необходимости семьям пополняют корма, дают доброкачественные соты и вощину. Гнездо с двух сторон ограничивают диафрагмами, кладут потолочины или холстик и, утеплив сверху и с боков, закрывают крышей.

Читать так же:  Чем полезна лаванда - 12 полезных свойств лаванды и ее применение

Если хорошо переехавшие семьи занимают полный корпус улья или два и сверху стоят пустые надставки, то, сняв крышу и надставку, нужно убедиться в отсутствии в гнезде неполадок, наличии в достатке корма, качественной суши и вощины. У семей послабее надставки убирают, а у сильных наполняют полурамками суши и вощины вперемежку и ставят на гнезда корпусов, сверху накрывают потолочинами или холстиками, утепляют и закрывают крышами. Летки оставляют открытыми по силе семей.

Другие статьи на эту тему читайте здесь.

Как избежать трудностей во время перевозки пчел

Кочевка — это процесс перевозки пчел для обеспечения хорошего сбора меда на всей продолжительности сезона. Проводят его, чаще всего, в горно-лесных районах, где растут много разных медоносов. Относиться к этому процессу стоит серьезно и готовиться заблаговременно, так как от этого зависит успех сезона.

Для чего она нужна?

Кочевое пчеловодство — один из способов повышения сбора меда на пасеке. Пчелы принесут гораздо больше нектара, если расстояние до медоносных растений будет меньше. Пчелиная семья расходует от 180 до 220 грамм меда на полеты, если расстояние до растений составляет около 1 км. При организации пасеки нужно размещать ее в непосредственной близости к медоносным растениям. От этого зависит успешность сбора, ведь пчелки будут тратить меньше сил на перелеты и приносить больше нектара.

Как подготовить пчел к кочевке

Начинать подготовку к перемещению пасеки на колесах следует за несколько дней до кочевки.

Требования к пасеке

  • осмотреть, как размещены места с медоносными растениями;
  • важно, чтобы пасека была здоровой, и на ней были выполнены все санитарные и гигиенические нормы;
  • не стоит размещать пасеку в близости 3,5-4,5 км от прежнего места, так как пчелы могут вернуться туда;
  • подумайте над оптимальным использованием растений, которые дают нектар. Например, гречиха делает это только в первой половине дня.

Подготовка гнезд

  • обеспечьте проветривание гнезд при перевозке;
  • откачайте рамки, которые заполнены медом. Расширьте гнезда за счет дополнительных корпусов, чтобы у пчел было место для складывания добычи на новом месте;
  • для того чтобы жильцы не запарились внутри, уберите утеплительные подушки;
  • разместите ульи недалеко от леса для защиты их от ветра и прямых солнечных лучей;
  • обеспечьте воду для пчел.

Подготовка пчеловода

Многое зависит и от опытности пчеловода: от него требуется безупречное знание всех нюансов. Кочевка пчел создает очень много трудностей, связанных с риском. Для пчеловода важно все правильно организовать, подобрать транспорт, все работы по подготовке выполнить заблаговременно. Необходимо собрать все вещи, которые понадобятся в полевых условиях: медикаменты, посуда, продукты. Также он должен уметь быстро привыкать к новым условиям работы, а этому тоже надо учиться.

Погрузка и переезд

Когда вечером насекомые прилетают обратно в ульи, их плотно закрывают и фиксируют гвоздями летковые задвижки. В машине их чаще всего располагают в несколько ярусов и крепко связывают веревками.

При укладывании в 3 яруса лучше перестраховаться и нарастить борта машины досками. В дороге могут случиться непредвиденные обстоятельства. Для предотвращения таких ситуаций с собой берут дымарь, лицевые сетки, молоток, глину и паклю.

Когда вы транспортируете ульи на повозке, положите под них солому или хворост, чтобы при толчках их не повредить. Устанавливают ульи так же, как и на машину — летком назад по направлению движения. Этим видом транспорта пользуются чаще всего ночью. Только если дорога очень ровная, допускается движение рысью, в остальных случаях передвижение осуществляется шагом.

Расстановка ульев на новом месте

Как только вы прибыли на новое место, нужно установить ульи на заранее подготовленные подкладки. Для первого облета открывайте пчел, как только они успокоятся. После этого снимите приспособления, которые вы использовали при переезде. Для того чтобы успокоить пчел, размещайте их ульи недалеко от кустов и деревьев. Это объясняется тем, что пчелы видят ориентиры возле своих ульев и меньше залетают на чужие. Не располагайте пасеку так, чтобы она упиралась одним концом в медоносные растения. Из-за этого пчелы будут часто пролетать через самые близко расположенные улики, и они будут переполнены медом.

Кочевка пчел — процесс не из легких и зависит от множества факторов. Важнейшим из них является опытность пчеловода. Если он знает, что делать, и делает все вовремя, проблем с переездом и подготовкой не возникнет. Удачи вам в этом нелегком деле!

Перевозка пчел на взяток

Пчел перевозят в следующих слу­чаях: 1) весной — с целью исполь­зовать весенние медоносы, 2) ле­том — на летние медоносные расте­ния и 3) осенью — чтобы дать воз­можность пчелам иметь взяток до наступления холодов. Кроме этого, существуют еще перевозки специаль­ного назначения для опыления та­ких сельскохозяйственных культур, как семенники люцерны, эспарцета, клевера и пр. Куда бы ни перево­зили пчел, необходимо предвари­тельно организовать разведку ме­стности.

Разведка местности

Основная цель разведки заклю­чается в том, чтобы найти место, богатое медоносными растениями и с хорошей питьевой водой. Лучшим местом для весеннего точка являются поляны в пересеченной мест­ности, защищенные от сквозного ветра либо склоном горы либо гу­сто растущими высокими деревья­ми и кустарниками. Очень жела­тельна близость к пасеке также ручейков, покрытых ветлой.

В лесах гор и предгорий часто можно найти хорошие площадки для пасеки. Нужно обратить внима­ние на почву — не покрыта ли она галькой или щебнем, занесенными водой бурных горных потоков. Ме­ста с указанными признаками очень опасны для стоянки пасеки, так как из-за внезапных наводнений в ре­зультате ливней, прошедших в го­рах, пасеки неоднократно гибли: бешено мчащиеся потоки все смы­вают на своем пути.

Читать так же:  Как применять препарат лозеваль для голубей

В южных районах Советского Союза серьезным врагом пчел яв­ляется птица щур золотистый. Ме­ста массового обитания этой птицы также непригодны для пасеки, ибо щуры питаются преимущественно пчелами; они в короткий срок уничтожают лётных пчел и делают па­секу бездоходной. Щур золотистый гнездится в норах на высоких бере­гах рек, в крутых обрывах балок и холмов возле водоемов.

В лесах при разведке местности для стоянки пасеки нужно избегать сырых заболоченных мест, так как из-за сырости и тумана пчелы плохо развиваются и у них в значительной степени снижается сопротивляемость в отношении европейского гнильца.

Обилие разнообразных медоносов прежде всего привлекает пчеловода-разведчика. Но, к сожалению, выде­ление нектара у большинства медо­носных растений сильно колеблется по годам. Следовательно, нельзя полагаться исключительно на внеш­ний вид растительного покрова.

Чтобы избежать безрезультатных перевозок, пчеловоды колхозов Ива­новского района, Краснодарского края, впервые применили следую­щий прием. В намеченное место для стоянки пасеки пчеловод привозит на багажнике велосипеда маленький фанерный улеек с пчелами ко вре­мени зацветания главного медоноса данного массива. Если пчелы, воз­вращаясь в улей, падают тяжело у летка, то в тот же вечер перевозится вся пасека, заблаговременно подго­товленная пчеловодом. В противном случае наблюдение за контрольным улейком продолжается до тех пор, пока не получится определенный ре­зультат.

Погрузка пчелиных семей на авто­машину для перевозки на медосбор.

Подготовка пасеки к перевозке

Для успешной перевозки пчел не­обходимо тщательно подготовить ульи. В стандартных рамках, имею­щих размер снаружи 435 X 300 мм, должно быть натянуто по 4 прово­локи, а в уменьшенных (435 X X 230 мм) — 3 проволоки. Для перевозок пригодны только те рам­ки, у которых толщина плечиков и боковинок 1′ ом. Необходимо также проверить, нет ли свободных про­странств между плечиками рамок и фальцем угла. Если таковые имеют­ся, то их необходимо заделать вкладышами или закрепить рамки на месте тонкими гвоздиками.

Улочки в пути не должны изме­нять своей величины. Это достигает­ся либо постоянными разделителями на боковинках рамок либо времен­ными межрамочными вкладышами. Чтобы разделитель не проваливался в улочке, он делается Т-образной формы; длина — 50—60 мм, а тол­щина — соответственно улочке. Применяются разделители, прикреп­ленные к общему бруску наподобие деревянных грабель. Такие раздели­тели значительно ускоряют работу по подготовке ульев к перевозке. При ранневесенних и позднеосенних перевозках пчел, когда не требуется вентиляции, можно с успехом поль­зоваться межрамочными реечками (470 мм длины).’ Такие вкладыши-реечки незаменимы для утепления гнезд, так как образуют герметиче­ски-плотный потолок из сомкнутых вверху рамок; они же являются и надежными разделителями рамок в пути. Все рамки в улье плотно сжи­маются последними вкладышами, которыми заклинивают пространство между кроющей рамкой и стенкой улья.

Если приходится перевозить пчел в жару, то потолочные дощечки, холсты и рейки-вкладыши удаляют из улья для доступа в гнезда возду­ха из вентиляционных отверстий и уменьшения духоты. Дно, корпус, надставку и крышу свинчивают при помощи скрепа-хомута. Летки не зарешечивают, а закрывают глухи­ми задвижками, так как решетки в летках беспокоят пчел и вызывают общее волнение всей семьи.

Во время летней духоты пчелы сидят кучей возле летка, а иногда выкучиваются из улья в виде «боро­ды». Дымом их загнать в улей не­возможно. Остается только одно испытанное средство — пульвериза­ция пчел водой, от которой, как при дожде, они быстро входят в улей; после этого закрывают леток. От­крываются все вентиляционные от­верстия в крышках ульев.

В чрезмерно переполненных пче­лами ульях приходится делать слёты старых пчел для перевозки их от­дельно. С этой целью на запасное дно ставят корпус с рамками суши, небольшим количеством (200—300 г) запечатанного меда и закрывают крышкой. Рамки скрепляются ука­занным выше способом и все части улья свинчиваются. Вентиляционные отверстия должны быть закрыты, чтобы воздух, поступающий извне, не возбуждал лётных пчел. Приго­товленный в дорогу улей ставят в разгар лёта пчел на место улья с сильной семьей, а этот последний относят в сторону. Семьи, лишив­шиеся большинства лётных пчел, ведут себя в пути очень спокойно, так же как и их лётные пчелы, пе­ревозимые отдельно. На новом ме­сте каждый корпус с лётными пчелами ставят на свой улей в виде надставки. Это спасает сверхмощные семьи от гибели в пути.

Весь инвентарь и предметы до­машнего обихода приводят в готов­ность по заранее составленному списку, который ежегодно лишь до­полняют или сокращают. Без тако­го списка очень легко забыть предметы, необходимые в дороге, а еще хуже — на новом месте и при возвращении с пчелами домой.

Причины волнения пчел в пути и способы их предупреждения

Беспокойство, причиняемое пче­лам перевозкой, отражается на семьях неодинаково. В одних ульях после первого шума, вызванного беспокойством, наступает относи­тельная тишина, так как пчелы держатся общим клубом за соты и в таком состоянии хорошо перено­сят перевозку. В других — часть лёт­ных пчел усиленно стремится выле­теть через зарешеченные Летки и вентиляционные сетки и от напря­жения погибает в пути; молодые же пчелы и часть лётных пчел остаются живыми и работоспособными. После перевозки такие семьи быстро оправляются. В некоторых ульях наблюдается такая картина: через летки, после их открытия, выходит масса лётных пчел и ползет по зем­ле. Пчелы блестяще-лоснящиеся, словно смазаны жиром. Эти пчелы погибают в траве и не участвуют в использовании взятка. Наконец, бывают случаи, когда беспокойство старых лётных пчел передается всей семье и ведет ее к гибели. Температура в улье поднимается до такой степени, что . соты размягчаются и оползают на дно, расплод и пчелы запариваются и становятся мокры­ми, словно их облили кипятком.

Читать так же:  Цветок гиппеаструм садовый с фото и описанием, как ухаживать, видео

Многочисленными наблюдениями пчеловодов на юге установлено, что пчелиные семьи погибают в пу­ти не от недостатка воздуха из-за несовершенной вентиляции, а в ре­зультате возбуждения всех пчел, поднимающих температуру в улье до такой степени, что происходит вышеописанная катастрофа. Если во-время открыть леток хотя бы для прохода 2—3 пчел, то гибели семьи не будет, так как из улья выйдут наиболее беспокойные пчелы, они же и наиболее старые, — и в улье сразу же наступает успокоение всей массы пчел хотя бы не было ника­кой вентиляции, и, наоборот, ника­кая вентиляция не помогает, если при закрытых летках пчелы прихо­дят в поголовное возбуждение.

Пчелы сильно волнуются в сле­дующих случаях. Первая причина, если перевозят пчел с одного взят­ка на другой, например при покупке пчел во время взятка или при пере­броске пасеки с места меньшего взятка на место с большим взятком,, в особенности в первые дни насту­пившего взятка после безвзяточного периода. Пчелы, разгоряченные пер­вым напрыском, всегда в пути при­ходят в сильное возбуждение и при закрытых летках запариваются. В этом случае приходится перево­зить пчел с открытыми летками на грузовой машине. Каждый улей с закрытым летком ставят на машину как можно осторожнее летком к бо­ковому борту, после чего тотчас же открывают леток на 1—2 см. Так постепенно грузятся все ульи. Если по той или иной причине машина задержится в Пути и пасеку придет­ся перевозить днем, в зной, т. е. при самых неблагоприятных условиях, гибели пчел не будет.

Мнение, будто бы семьи, перевозимые с открытыми летками, лишаются всех лётных пчел и становятся бездоходными, лишено всякого основания и пол­ностью опровергается практикой. Вылетает только небольшая группа пчел-разведчиц и так как она не возвращается в улей вследствие движения машины, то остальные пчелы не вылетают, за исключением единичных. В очень сильных семьях часть пчел через открытый леток выкучивается из улья и висит «бо­родой» на стенке и в таком виде снимается вместе с ульем с машины.

Второй причиной волнения пчел в пути является плохое крепление ра­мок. Даже небольшое качание не­скольких рамок в гнезде влечет за собой гибель пчел в улочках колеб­лющихся рамок, а эта гибель вызы­вает волнение остальных пчел, кото­рые стараются выйти из улья и по­гибают.

Третья причина — потребность в воде, когда в улье имеется много открытого расплода. Хорошая венти­ляция улья в этом случае несомнен­но помогает, тем более что пчелам можно дать воду через вентиляцион­ную сетку.

Как влияет поведение матки на пчел во время пути не установлено, но возможно, что пугливая молодая матка в известной степени может отрицательно влиять на спокойствие пчел во время перевозки.

Пчелы не волнуются и прекрасно переносят дорогу ранней весной пос­ле очистительного облета и поздней осенью. В том и другом случае в ульях либо нет расплода, либо его незначительное количество. Гнезда не переполнены пчелами, взяток от­сутствует. Прохладная погода позволяет перевозить пчел даже днем с наглухо закрытыми вентиляционны­ми отверстиями и летками без ка­ких бы то ни было потерь, лишь бы не было качания рамок и все части улья были бы надежно скреплены.

Погрузка ульев с пчелами и их перевозка

Пчел грузят на машины при на­ступлении сумерек, когда закончит­ся лёт пчел. Погрузка иногда длится и ночью, а потому необходимо иметь по крайней мере один фонарь. Как показывает практика, однокорпусные ульи и лежаки можно ставить на грузовик в три этажа, а двухкорпусные — в два яруса.

Если предоставляется выбор, всег­да следует предпочесть большую машину ЗИС-150 полуторатонной «ГАЗ». Задний борт закрепляется в горизонтальном положении либо толстой проволокой либо цепями, и таким образом получается для по­грузки ульев дополнительная полез­ная площадь. Сначала ставят на’ машину вертикально щиты пчело­водной будки спереди и у боковых бортов кузова, а потом ульи в ряд, летками к бортам при холодном за­носе, впритык к щитам, стоящим возле кабинки. На первый ряд ульев ставится второй, а затем третий. В таком порядке спереди назад загружается вся грузовая машина. Если же загрузить сначала весь низ машины, потом на образован­ной из ульевых крыш общей площа­ди ставить второй ряд ульев, а затем третий, то хождение и стук по кры­шам ульев вызовет беспокойство пчел и трудности при установке ульев. Сверху последнего общего ульевого яруса укладывают плашмя все остальные щиты стенок, пола и крыши будки. Само собой разумеет­ся, что крыши кочевых ульев долж­ны быть плоские, а не двускатные.

Так как груз на машине полу­чается высокий, то пчеловод должен иметь легкую лесенку в 2—2,5 м длины, которая облегчит увязку ульев веревками. • Увязка произво­дится следующим способом. Снача­ла вокруг всех ульев по средней линии обводится кольцо (венчик), а затем по вертикали веревка долж­на пройти «впереплет» через коль­цо с таким расчетом, чтобы охватить каждую группу ульев от нижнего до верхнего.

Инвентарь: тару под мед, медо­гонку, порожние ульи и прочее луч­ше перевозить отдельно& от пчел.

Прибыв на место, прежде всего устраивают поилку, так как пчелы после перевозки испытывают боль­шую потребность в воде. Затем рас­ставляют ульи и открывают летки.

Третьей неотложной работой являет­ся установка будки, куда вносят постельные принадлежности, бочон­ки под мед и прочие предметы, ко­торые необходимо укрыть на случай внезапного дождя. К вечеру того же дня устанавливают контрольный улей.

К. М. ГАНКЕВИЧ
Преподаватель пчеловодства
г. Краснодар

Журнал „Пчеловодство”, № 1, Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, Москва, 1954 г.

Источники:

http://honeygarden.ru/bees/beehive/63.php

http://agronomu.com/bok/5126-kak-izbezhat-trudnostey-vo-vremya-perevozki-pchel.html

http://agroden.ru/publ/pchelovodstvo/perevozka_pchel_na_vzjatok/6-1-0-135

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector