Волы: что за животные и как их используют

Волы: что за животные и как их используют

Энциклопедия рекомендует
приобрести:

Животные в мифологии: Андрей Гапченко

Животные, растения. Мифы и легенды, Бабенко, Алексеев, Белова

Олег Ивик: История и зоология мифических животных

Бестиарий московского царства в эмблематике животных

Юрий Коваль: Бабочки

Вол — домашнее тягловое животное, в народной традиции чистое животное, участник ряда обрядовых действий и жертвенное животное. Обряды и поверья, связанные с В., распространены неравномерно, т. к. на части славянской этнической территории в качестве тягловой силы использовались не Волы, а лошади.
За безропотность и тяжелый труд на пользу человека болгары называют Вола «ангелом», полешуки — «святой костью», а русины (в Закарпатье) считают самым чистым животным. В представлении славян на Воле, как и на быке или буйволе, «земля стоит».
Вол как жертвенное животное известен у сербов, македонцев, болгар и других славян. Так, в Лссковацком Поморавье в Петров день, Ильин день или на Успение резали трех Волов и съедали их всем миром. Македонцы в селах около Велеса собирались в сакральном месте оброчиште в Ильин день и съедали жертвенного Вола. Словаки на третий день свадьбы «валили Вола» (valerde vola): забивали Вола, хвост отрубали, прятали, а затем поджаривали на костре у реки. Голову Вола зарывали под фундаментом нового дома (Гружа, Сербия), а череп Вола нередко ставили в овечьем загоне или на пасеке «от сглаза» (пирин.).
Обряд с волом — полаэни ком, исполняемый на Рождество и Новый год, был распространен у сербов. В нем участвовал Вол -«дешняк», т. е. правый Вол в ярме. Часто волу натыкали на правый рог калач с дыркой посередине и вводили его с ним в дом. Там калач снимали, разламывали на три части: одну давали Волу -«дешняку», вторую — его напарнику, а третью клали в зерно, оставляемое для сева (Гружа). В Славонии в Новый год Вола с калачом на роге гнали на гумно, где обычно он ронял калач, его тут же делили на части и давали каждой скотине. Если Вол при этом испражнялся на гумне, считали, что год будет урожайным и плодовитым для скота. В зап. Боснии (в Яне) Вола -полазника покрывали в доме одеялом или ковром, посыпали зерном, угощали сакральным пирогом-«чесницей» и пшеницей.
Надевание калача на рог известно и там, где нет обряда с Вол-полазником. Так, в центр. Боснии, в Височской Нахии, новогодний калач делили на части, давая по куску всем домашним, а последний кусок несли на гумно и натыкали волу на правый рог. По тому, какой стороной кусок калача упадет на землю, когда Вол мотнет головой, гадали о будущем урожае (ср. Верх — низ). В Боснии, в горах Маевицы, считали, что чем дальше Вол отбросит кусок калача от себя, тем богаче будет урожай. Македонцы из окр. Скопле, отламывая по очереди от рождественского пирога-ябадняка» по кусочку, обращались к нему, как к Волу, понукая его словами: «Ojc, Карче, ojc, Сурчс, ojc ди!» (Карче и Сурчс — частые клички Вола, ojc — «айда»,.
Правый вол в упряжке ритуально отмечен. В Лесковацком Поморавье об лоб Вол-«дешняка» разбивают сырое яйцо перед первой пахотой. Если желток растечется по морде Волу — быть урожаю (в противном случае — недороду). Там же в Сочельник в хлеву зажигают свечу — сначала на правом роге Вола-«дешняка», а потом на левом и затем трижды обходят хлев. В Боснии (р-н Високо) считали, что если на пахоте ляжет Вол -«дешняк», то быть урожаю.
Волы-близнецы выполняли совместно с братьями-близнецами основную роль в опахивании сел для защиты их от повальных болезней (чумы и т. п.) и мора скота у сербов, болгар, македонцев, украинцев, белорусов, поляков, кашубов.
Черный вол или черные волы-близнецы наделены, по народным представлениям, особой магической силой. В Боснии, в Височской Нахии, считали, что семья (дом), обладающая черным Вол без пятен, защищена от дурного глаза и порчи. В Метохии сербы верили, что с. Кориша никогда не знало чумы потому, что было опахано двумя черными Волами-близнецами. Эти Вол были погребены потом окало церкви. Напротив, в зап. Белоруссии крестьянин не начинал пахать черным Волом, т. к. от этого «добро згине на поли от дожджсй». Это объясняется представлениями о связи туч — небесного скота — с земным скотом (см. Бык). В Герцеговине при сильном ветре говорили, что в небе бьются здухи и что среди них можно увидеть черного Вола. В зап. Белоруссии при эпидемии холеры искали для опахивания двух белых Волов, преимущественно близнецов.
Первая пахота и посев сопровождались ритуалом с участием Волв. У болгар, сербов и македонцев после первой борозды катали круглый хлеб («пйту») по пахоте, затем разламывали его на лемехе и закапывали первый кусок в землю, второй крошили для птиц, а третий давали Волу; остальное съедал пахарь, т. к. хлеб нельзя было возвращать домой. В Поморавье, в зоне Лссковаца, сербы перед пахотой посыпали Воловий хребет мукой от головы до хвоста; они также давали им подышать на семена перед севом, кадили Вола и привязывали к правым рогам букетики цветов.
Обряд защиты рогатого скота от мора и падежа, когда его прогоняли через вырытый в земле тоннель и горящий по обеим сторонам «живой огонь», назывался у сербов Воловска богомола — ‘воловье богомолье’.
Вол олицетворяет силу и выносливость. По сербскому верованию, Вол опоясан 9, 77, 99, иногда 40 невидимыми поясами. В Тодорову субботу Вол снимает 70 поясов, а 7 оставляет для благотворительной работы на бедных (Пчиня) или, имея 9 поясов, развязывает 8, а один оставляет для тех же целей (Лесковацкое Поморавье). В день же Сорока мучеников Вол освобождается от 40 поясов, дающих ему силу, и потому его нельзя запрягать в эту пору. Нарушение такого запрета приведет к гибели Вола в том же году (зап. Болгария). В Боснии полагают, что Вол освобождается от своего единственного пояса в Юрьев день, и тогда он отдыхает (около г. Високо).
Вол — « облакопрогонник», обладающий, по народным верованиям, сверхъестественной силой, редко запрягается в ярмо. Такие Волы во время грозы начинают рыкать, бить передними копытами и смотреть на тучи; затем они могут вылезти из ярма и исчезнуть в тучах, чтобы биться со змеями и злыми небесными силами. Возвращаются такие Волы «все в поту и с окровавленными рогами» (Гружа). В зап. Сербии считали, что особенно успешно с бурей и непогодой сражаются Волы-близнецы (Ужице). В зап. Боснии верили, что можно осенью услышать в облаках скрип возов и окрики погонщиков Волов, «как на земле», но это «на самом деле вилы».
Воловьи праздники у славян (одновременны и локально ограничены. Самый распространенный праздник Волов у славян — день св. Власия, у юж. славян — день св. Фсодора Тирона. Менее популярные покровители Волов — св. Модест (18.XII, Фракия, Пиринская Македония), архангел Гавриил (19.VII). В эти дни Волы освобождают от работ, пекут сакральный хлеб («колач») и делятся им с Волом. В с.-зап. Сербии (Заечар) в Сочельник пекут специальный хлеб, называемый волови. Его едят на Крещение, а часть отдают Волам. Из первой муки нового урожая в Македонии (около Велеса) пекли лепешки и раздавали их соседям за здоровье волов (за воловско здрав)е). Во все четверги от Пасхи до Вознесения и во все субботы марта в вост. Сербии (около Болеваца) не запрягали Волов, «чтобы летом не было града».
Верования и обряды, связанные с Волами, нередко заключают в себе мотив смерти. Погребение на санях (и летом) совершалось обязательно на Волах. Вечернее рыканье Волов предвещало смерть в доме (Сербия). Когда везли покойника на возу, следовало спустить воловий повод на землю, чтобы волам легче было (т. к. мертвец очень тяжелый) (Шумадия). На Воздвижение рано утром сербы шли в хлев и смотрели, как там лежат волы: если с поджатыми ногами — к холодной зиме, если с вытянутыми — к теплой (Тимок).
В загадках вол символизирует гром: рус. «Крикнул вол на сто сел, на тысячу городов», укр. «Стукотить, грукотить, черным волом, бовкуном», бел. «Чорны вол раве на сто гор»; огонь: серб. «Где црвен во лежи, ту никад трава не ниче» [Где красный вол ляжет, там никогда трава не прорастет]; ночь и день: укр. «Чорний вол Bcix людей з’Тв, и сивий им Bcix людей збудив»; солнце: болг. «Заклал вол на тоя рад, кръвта му цькна на оня» [Зарезал вола на этом холме, кровь его брызнула на том].
Вол в легендах — святое животное. В одной из них повествуется, что когда Богородица прятала младенца Христа от убийц, Вол набрасывал сено на Христа, чтобы ему было тепло, а лошадь сено отбрасывала и ела. Поэтому мясо Вола можно есть, а конина считается поганой.

Читать так же:  Содержание коровы в личном хозяйстве – от сарая до разведения

Тягловыые животные волы: историческая необходимость и современная потребность

Домашнее животное вол — это просто кастрированный бык. По исследованиям археологов, стало помощником человека более десяти тысяч лет тому назад, немного позже, чем собака.

Кто это — вол? Это домашнее животное или дикое?

Приручение человеком дикого тура ( Bos primigenius ) началось во времена начала неолита (с десятого тысячелетия до нашей эры ). Дикий бык жил на территории Азии и Европы, но первоначально его одомашнивание, судя по раскопкам археологов, было начато на территориях, лежащих в треугольнике Индия-Алтай-Армения, Месопотамия, Персия. На территории современного Индостана прародителем коровы стало животное зебу.

По исследованиям биологов, прародители современны х коров произошли при скрещивании уже одомашненных коров от тура и коров от зебу.

На сегодняшний момент тура как исторического дикого животного не существует. Последний вымер к шестнадцатому веку (причиной было неумеренное истребление как лесов, так и самих туров), а чистокровные зебу живут как в диком виде, так и в одомашненном на своей исторической родине.

Мясо, молоко, шкуры — именно ради этого набора происходило одомашнивание. По мере развития сельского хозяйства возникла необходимость в тягловой силе, вначале для перевозок, затем и работ — пахотных, боронования, перевозки урожая.

Использование быков для этого было целесообразнее, чем лошадей — быки хоть медленнее, но сильнее и выносливее.

Кастрация быков как постоянный способ получения тягловых животных, уникальных по темпераменту, силе и выносливости

Волы — животные, полученные после кастрации молодых быков в возрасте около года. Удаление семенников приводит к тому, что организм быка без получения нужных гормонов (которые вырабатываются в яичках) начинает работать по-другому: идет наращивание мышечной массы, нрав спокойнее (это уже не норов, как у быка), хотя рога вырастают похожими на прародительские (как у тура).

Читать так же:  Как заморозить мяту – пять способов заморозки мяты на зиму

Н астоящий рабочий вол — животное с достаточно тяжелой головой, высокой выраженной холкой, мускулистой крепкой шеей, широкой грудью. Крепкий костяк, огромные копыта, прямые ноги дают возможность волу двигаться свободно и, самое главное, очень устойчиво.

Правильно и быстро проведенная операция по стерилизации быка не дает осложнений, в ветеринарной практике считается достаточно рядовой (существует даже несколько способов) , хотя во многих развитых странах в таком возрасте бычков уже не кастрируют (для получения более вкусного мяса (говядины) их стерилизуют в четыре-шесть месяцев ).

Использование волов в России

Уже в середине двадцатого столетия сельское хозяйство страны не использовало волов в качестве тяглового скота. Хотя в Советском Союзе еще в годы Великой Отечественной войны многие колхозы проводили вспашку полей на быках (волах в южных районах) в силу нехватки техники как таковой и отсутствия специалистов, ее обслуживающих (мужское население страны воевало). Положение выровнялось к середине века, тогда и отпала необходимость использования волов.

На сегодняшний день некоторые фермерские хозяйства используют кастрированных быков. Сегодняшний российский вол — животное, способное принести пользу в условиях вывоза с полей по бездорожью (пусть малой скоростью) неподъемного груза (сена, урожая овощей). Фермеры даже делятся опытом не только использования, но и дрессировки этих животных.

Использование вола для хозяйства обходится гораздо дешевле, чем содержание лошади, а вот виды работ практически те же самые. Не нужна ковка и упряжь, да и кормление гораздо дешевле, отпадает забота в использовании заб р акованных на убой быков.

Использование волов сегодня в развивающихся странах Азии и Африки

Население стран этих регионов постоянно испытывает увеличивающуюся потребность в продуктах питания (основной рост численности людей приходится именно на эти регионы). Ограничивает развитие сельского хозяйства отсутствие (чаще просто недостаток) механической энергии из-за бедности стран и их жителей.

Читать так же:  Ветеринарный препарат Е-селен для животных: инструкция по применению

В Азии и Африке фермеры больше, чем в других регионах мира, зависят от наличия тягловой силы — волов (реже верблюдов, буйволов, слонов ) . Животные тянут двухколесные повозки (Камбоджа, Индонезия, Вьетнам), парные упряжки.

Работы по боронованию, прополке, на рисовых полях (по воде), по доставке объемных грузов (сена, урожая с полей) проводятся на этих животных — волах.

На фото, размещенных в данном материале, зафиксирован труд тягловых животных.

Волы: что за животные и как их используют

Мир животных многообразен и удивителен, представители фауны являются и верными помощниками, и источником пищи для человека с давних времён.

В этой статье речь пойдёт о невероятно сильных и выносливых волах, о том, что это за животные и для чего их разводят на протяжении тысячелетий.

Кто такой вол и чем он отличается от быка

Основным и единственным отличием вола от быка является отсутствие семенников. Животных кастрируют в полугодовалом возрасте, и бычки становятся волами. В результате такой процедуры меняется не только название животного, но и его внешний вид.

Из-за того что у самцов не выделяется семенная жидкость, изменяется гормональный фон, их кости становятся намного крупнее, чем у быков, они намного толще и отличаются более крупными коленными суставами и копытами. Рога у вола за счёт гормональных изменений намного длиннее, чем у быка, а ещё он обладает невероятной силой и выносливостью.

Для чего их кастрируют

Процедуру по удалению семенников проводят неспроста, дело в том, что после кастрации самцы крупного рогатого скота становятся более спокойными и покладистыми, и, соответственно, их намного проще приобщить к сельскохозяйственным работам.

Помимо этого, мясо волов более нежное и жирное, чем у быков, да и вес туши намного больше. Ещё одним плюсом мяса кастратов является то, что у него отсутствует неприятный запах.

История эксплуатации животного

Упоминания о волах есть во многих древних письменных источниках, в том числе и в Библии. Животные оставались помощниками и в средневековье, и в 30-х годах ХХ века, и в послевоенный период, и продолжают оставаться ими во многих странах до настоящего времени. Это связано с тем, что волы сильные, выносливые, поддаются обучению и для фермеров являются настоящей находкой.

Они требуют меньших затрат на содержание, нежели кони, и стоят намного дешевле, чем трактор.

Кастрированные быки пользовались и пользуются популярностью не только в России, Украине и Казахстане, но и в Камбодже, Вьетнаме, Индонезии и Пакистане. С их помощью обрабатывают землю уже многие тысячелетия, а некоторые фермеры не спешат менять крупный рогатый скот на технические достижения человеческого прогресса, так как живая тяга менее затратная, но при этом весьма удобная и эффективная, особенно для распашки земли. Воловий навоз является прекрасным удобрением и подходит для всех типов почв.

Таким образом, вол — это сильное, выносливое животное, которого от быка отличают более крупные габариты и покладистость за счёт отсутствия сексуального влечения. Помимо этого, мясо стерильных бычков жирнее и нежнее, чем у обычных.

Источники:

http://slavyans.myfhology.info/animals/vol.html

http://fb.ru/article/359703/tyaglovyiyie-jivotnyie-volyi-istoricheskaya-neobhodimost-i-sovremennaya-potrebnost

http://agronomu.com/bok/7892-voly-chto-za-zhivotnye-i-kak-ih-ispolzuyut.html

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector