Дерево бонсай: изучаем стили по фото

Стили бонсай (24 фото)

В прошлой статье мы познакомились с искусством бонсай и рассмотрели историю его возникновения. А сегодня речь пойдет о стилях бонсай, которых насчитывается более 30-ти. Среди этого богатого разнообразия можно выделить традиционные стили, ориентирующиеся на внешний вид различных деревьев, произрастающих в естественных условиях.

Тёккан — формальный вертикальный стиль, характеризующийся прямым стволом, широким у основания и зауженным ближе к вершине. Классический бонсай подходит практически для всех типов и видов деревьев. Символизирует гордое одиночество и несгибаемую жизненную силу.

Моёги — свободная вертикальная форма, пользующаяся большой популярностью у бонсаистов, так как не ограничена какими-либо канонами расположения веток и формы ствола. Единственное правило – верхушка всегда должна находиться на одной линии перпендикулярно земле. Обычно имеет S-образную форму, где на каждом изгибе ствол разветвляется. Стиль символизирует свободу, утонченность простоты и сопротивление обстоятельствам.

Сякан — наклонный стиль, иллюстрирующий деревья, которые растут под углом к земле. Прекрасно подойдет для большого количества видов. Символизирует сопротивление ветру или стремление растущего в тени растения тянуться к солнцу.

Сокан («раздвоенный ствол») – стиль, отображающий распространенный в естественных условиях случай, когда из одного корня вырастает два ствола, один из которых гораздо мощнее другого. В искусстве бонсай данный эффект можно создать, сформировав второй ствол из нижней ветки. Само дерево может быть строго прямостоячим или же немного наклоненным. Подходит для всех пород. Стиль, который также называют «близнецы», или «отец и сын», символизирует постоянство традиций и преемственность поколений.

Кэнгай — каскадный стиль, согласно которому дерево, растущее в природе на крутом обрыве вынуждено подстраиваться под определенные обстоятельства (падающие камни, тяжесть снега или собственная тяжесть), чтобы выжить. Для данного стиля лучше всего подойдут деревья с хорошо гнущимися стволами: сосна, можжевельник, пираканта и кизильник. Символизирует пластичность дерева в сложных условиях.

Хан-кэнгай – полукаскадный стиль, встречающийся в природе у деревьев, растущих по берегам рек и на болотах, где их ветви почти касаются воды. Из-за такой близости с водоемом ствол и ветки дерева растут не вниз, а в более горизонтальном направлении. В бонсай они не должны опускаться ниже середины высоты горшка, а верхушка опускаться ниже уровня почвы.

Бундзинги – литературный стиль, или форма «японских литер». Представляет собой один самых сложных и старейших стилей, которому свойственен длинный и стройный изогнутый ствол, полное отсутствие нижних веток и расположенная только на вершине крона. Своим видом форма дерева напоминает каллиграфический знак. В японской традиции является символом воздушности и возвышенности. Подходит для большинства широколиственных и хвойных деревьев.

Фукинагаси («согнутый ветром») – сложный в исполнении стиль, широко распространенный как в бонсай, так и в природе. Форма представляет собой наклоненный ствол, с направленными в сторону наклона ветками. Можно использовать практически все виды. Символизирует растущее на морском побережье дерево, где оно вынуждено постоянно сопротивляться дующим с моря ветрам.

Ёсе-уэ – лесной стиль, символизирующий связь поколений. Изображает лесную композицию, составленную из множества рядом стоящих самостоятельных стволов различной высоты, толщины и возраста в одной плошке. Именно момент разнокалиберности придает лесному ландшафту особое очарование. Как правило, в емкости произрастает нечетное количество деревьев одного вида, расстояние между которыми ни в коем случае не должно быть одинаковым.

Хокидати – метлообразный стиль, основной принцип которого заключается в строго вертикальном стволе с ветвями, обязательно расходящимися из одной точки. Расположенные вокруг него ветки должны образовывать плотную сферу, напоминающую веер, зонтик или старинную метелку. Идеально подойдет для широколиственных деревьев, обрамленных тонкими ветвями (вяз, дзельква, граб). Данный стиль символизирует постоянство и спокойствие.

Сёкидзедзю («обнаженные корни на камне») – стиль «дерево на камне», представляющий собой наскальную форму бонсай. В естественных условиях растущие в каменистой местности деревья вынуждены искать питательную почву, проникая корнями в расщелины и трещины. Так, «выныривая» из грунта, корни охватывают небольшой камень в горшке и уходят в землю. Стиль символизирует желание жить и приспособляемость в сложных условиях.

Исидзуки («растущий на камне») — один из самых эффектных и сложных стилей бонсай: небольшое дерево растет в расщелинах небольшого камня, изображающего остров или скалу, с не достигающими земли корнями. Подойдет для многих видов (цветущая айва, клен, сосна, рододендрон). Символизирует вездесущность и неистребимость жизни.

Кабудати — многоствольный стиль, в котором из одной корневой системы растут три, пять и более стволов, формирующих единую крону. Символизирует преемственность поколений.

Икадабуки — плотообразный стиль, в котором имитируется дерево, упавшее в болото. Из своеобразного плота, представленного лежащим на земле стволом, вверх растут многочисленные ветки, позже превращающиеся в стволы новых деревьев. Символизирует высокую приспособляемость и способность развиваться в сложных условиях.

Читать так же:  Инкубатор covatutto 108: действительно итальянское качество?

Шаримики («мертвая древесина») — стиль «лишенное коры дерево», заключающийся в искусственном старении путем снятия коры со значительной части ствола и последующего его отбеливания. Участки мертвый древесины в бонсай очень важны и должны находиться на видном месте. Идеально подходит для можжевельника. Символизирует красоту старения.

Настоящих художник, создающий бонсай, всегда черпает свое вдохновение в природе, производя на свет гармонию, при этом стараясь выразить собственное ощущение и видение эстетики живого. В любой случае дерево должно излучать естественность, словно оно никогда не подвергалось вмешательству рук человека.

Стили бонсай

Стили, лежащие в основе классификации бонсай, напоминают различные формы деревьев в природе. Эти стили могут трансформироваться в процессе индивидуального творческого осмысления, т.е. деревья не должны обязательно соответствовать какой-либо конкретной форме.

Тем не менее, важность этих стилей состоит в том, что они помогают получить общее представление о формах деревьев и служат в качестве ориентира для успешного формирования бонсай.

Веерный стиль или метла (хокидати)

Веерный стиль подходит для лиственных деревьев с длинным и тонким ветвлением. Ствол — прямой и вертикальный, однако он не доходит до верхушки дерева, так как разветвляется в разные стороны в точке, находящейся на расстоянии около 1/3 от общей высоты дерева. Ветви и листья образуют густую шарообразную крону, которая и в зимнее время поражает воображение.

Формальный вертикальный стиль (тёккан)

Формальный вертикальный стиль весьма распространен в бонсай. Такая форма дерева часто встречается в природе, особенно если дерево растет в солнечном месте, не конкурируя с другими деревьями. Ствол дерева в этом стиле должен обладать хорошей сбежистостью, т.е. постепенно сужаться от основания к макушке. Ветки должны появляться на расстоянии около 1/4 от общей высоты ствола.

Неформальный вертикальный стиль (мойоги)

Неформальный вертикальный стиль распространен как в природе, так и в искусстве бонсай. Ствол растет в целом вертикально, но имеет форму, напоминающую английскую букву «S», а на внешней стороне каждого изгиба растут ветки. Сбежистость ствола должны быть хорошо видна, т.е. основание ствола должно быть толще, чем его верхняя часть.

Наклонный стиль бонсай (сяккан)

Если ветра дуют преимущественно в одном направлении, или дерево растет в тени, оно вынуждено сгибаться в сторону солнца и наклоняться в определенном направлении. В бонсай дерево в наклонном стиле должно расти под углом около 60 — 80 градусов по отношению к поверхности грунта. Со стороны, противоположной наклону, корни должны быть мощные, чтобы удерживать дерево. На другой стороне корни не так хорошо развиты. Первая ветвь, как правило, растет на стороне, противоположной наклону, чтобы обеспечить визуальную сбалансированность композиции. Ствол может быть слегка изогнутыми или совершенно прямым, но при этом более толстым у основания, чем в верхней части дерева.

Каскадный стиль (кенгай)

Дерево, растущее в природе на крутом обрыве, может согнуться под воздействием тяжести снега, упавших камней или других факторов. В бонсай сохранять такое направление роста дерева может быть непросто, поскольку это противоречит естественному стремлению дерева расти вертикально вверх. Каскадный бонсай сажают в высокие горшки. Основание дерева может быть относительно вертикальным, но потом ствол загибается вниз. Макушка дерева, как правило, находится выше края горшка, а остальные ветки чередуются справа и слева на внешних изгибах зигзагообразного каскадного ствола. Ветки расположены горизонтально, чтобы обеспечивать визуальную сбалансированность композиции.

Полукаскадный стиль (хан кенгай)

Полукаскадный стиль, как и каскадный, встречается в природе на скалах берегах водёмов. Нижняя часть ствола растет вертикально, а затем наклоняется вниз и в сторону. В отличие от каскадного стиля, в этом случае каскад оканчивается не ниже дна горшка. Макушка самого дерева, как правило, возвышается над верхним краем горшка.

Литературный (богемный) стиль (бунзинги)

В природе такой стиль дерева можно найти в местах, где деревья растут так густо, а конкуренция между ними настолько ожесточенная, что дерево выживет, только если вырастет выше других. Ствол — вертикальный, но несколько кривой, и полностью без веток, так как только верхушка дерева освещается солнцем. Для визуального состаривания дерева некоторые ветви «заджиниваются» (искусственно умертвляются). Если кора удаляется с одной стороны ствола – это называется «сяри». Эти приемы призваны продемонстрировать борьбу дерева за выживание. Бонсай в этом стиле часто сажают в маленькие круглые горшки.

Стиль дерево, согнутое ветром (фукинагаси)

Этот стиль также ярко демонстрирует деревья, которые борются за выживание. Ветви, а также ствол растут по направлению доминирующих ветров. Ветви могут расти по всей окружности ствола, но в конечном итоге сгибаются в одну сторону.

Читать так же:  Знакомимся с наиболее популярными видами и сортами барвинка (описание и фото)

Стиль двойной ствол (сёкан)

Двойной ствол распространен в природе, но на самом деле не так часто встречается в искусстве бонсай. Обычно оба ствола растут из одной корневой системы, но возможен вариант, когда маленький ствол растет из большого ствола чуть выше основания. Два ствола отличаются толщиной и длиной, более толстый и взрослый растет почти вертикально, а меньший — немного наклонно. При этом они образуют единую крону.

Многоствольный стиль (кабудати)

По сути многоствольный стиль аналогичен двухствольному, но с 3 или более стволами. Все они растут из одной корневой системы. Стволы образуют единую крону, при этом самый толстый из них является самым высоким.

Стиль роща или групповая посадка (йосе-уэ)

Стиль роща похож на многоствольный, но разница в том, что роща состоит из нескольких отдельных деревьев. Наиболее развитые деревья высаживают в середине большого мелкого поддона. По бокам сажается несколько небольших деревьев, которые все вместе образуют единую крону. Деревья высаживают не по прямой, а в произвольном порядке, чтобы роща выглядела реалистично и естественно.

Стиль корни на скале (секийою)

В каменистой местности деревья вынуждены искать своими корнями богатую питательными веществами почву, которая иногда скапливается в трещинах и углублениях. Пока корни не попали в землю, они защищают себя от солнца, покрываясь грубой корой. В случае бонсай, корни растут, оплетая камень, а затем погружаются в грунт в горшке, поэтому уход за таким деревом на самом деле не отличается от ухода за деревом в любом другом стиле бонсай. Для этого стиля подходят, в частности, можжевельники и фикусы.

Дерево на камне (исицуки)

У деревьев, сформированных в этом стиле, корни растут в трещинах и полостях камня. Это означает, что у них ограниченные возможности для роста и получения питательных веществ. Деревья, растущие в камне, никогда не выглядят действительно здоровыми, что дополнительно демонстрирует сложности их борьбы за выживание. Их необходимо часто поливать и удобрять, поскольку у них мало места для хранения влаги и питательных веществ. Камень, в котором растет такой бонсай, часто помещают в мелкий поддон, который иногда заполняется водой или засыпается мелким гравием.

Стиль упавшее дерево (икадабуки)

Иногда упавшее дерево может выжить, а его ветки начинают расти вверх. Старая корневая система может обеспечивать эти ветви достаточными для выживания питательными веществами. Через некоторое время у них начинают расти новые корни, в конце концов замещающие старую корневую систему. Бывшие ветки, растущие теперь вертикально, превращаются в новые стволы уже со своим собственным густым ветвлением, что происходит за счёт улучшенного питания благодаря новым корням. Эти стволы образуют единую крону.

Стиль мертвая древесина (сяримики)

По прошествии времени, в результате воздействия суровых погодных условий на стволах некоторых деревьев образуются лысые участки без коры. Обычно они начинаются у основания ствола на уровне грунта, и становятся все более тонкими выше по стволу. Интенсивный солнечный свет отбеливает их, создавая весьма живописные элементы дерева. В бонсай для искусственного создания такого эффекта кора снимается острым ножом, а обнаженная древесина после высыхания отбеливается сернистой известью.

Стили Бонсай

На протяжении долгих лет в японском искусстве Бонсай сформировались и стилизовались различные направления для выращивания карликовых растений. Их насчитывается великое множество, но основных около двадцати. Для успешного выращивания карликого деревца нужно придерживаться определенного выбранного стилю.

Выставка бонсай (Bonsai)

Стили Бонсай для отдельно стоящих растений.

Стиль тёккан (Chokkan)или правильный прямостоящий стиль. Подходит для хвойных и некоторых плодоносящих деревьев. В этом стиле форма корны растения в виде треугольника, благодаря тому, что ветви дерева направляют в разные стороны. Корни и ствол с крой на деревце должны визуально просматриваться, для этого эту часть деревца освобождают от ветвей. Контейнер или ваза для растения могут быть овальной и прямоугольной формы. Ветви и листочки деревца должны быть не слишком густые и равномерно расположенные. Верхний ярус ветвей дерева должен быть короче нижних ярусов. Этот стиль очень простой, и является основой искусства Бонсай.

Стиль Моёги (Moyogi) или стиль прямого дерева. Очень напоминает сякан, но ствол в стиле гораздо сильнее изогнут. Верхушка и основание дерева располагается на одной вертикальной линии, но при этом середина ствола круто выгнута в сторону. Деревце имеет немого ветвей и расположены они несимметрично по разным сторонам ствола.

Стиль Хокидати (Hokidachi)

Стиль Хокидати (Hokidachi) или метлообразный стиль. В нем дерево имеет прямой ствол с направленными в разные стороны ветвями, по виду напоминающий небольшую метлу. В нижней части ветви ствола удалены.

Читать так же:  Бобы: польза и вред

Самым распространенным стилем искусства Бонсай является стиль кэнгайили каскадный стиль, названый по виду расположения кроны деревца. В этом стиле ствол дерева круто изогнут в одном направлении, почти до самого основания горшка или вазы, иногда бывает и ниже. Ветви при этом имеют направление в сторону изгиба. Для уравновешивания такой композиции, на противоположной стороне ствола, оставляется одна ветвь, имеющая противопожное направление от изгиба.

Стиль Хан-кэнгай (Han-Kengai) Стиль Кэнгай (Kengai)

Стиль Хан-кэнгай (Han-Kengai) или полукаскадный стиль. Он является облегченным вариантом кэнгай. В начале деревце произрастает прямо, затем резко склоняется в сторону, нависая над вазой. Визуально это выглядит как будто дерево, склоненное над пропастью. Для гармонии ящик для такого стиля лучше использовать высокий или вазу вытянутой формы.

Стиль Банкан (Bankan)

Стиль Банкан (Bankan). Он не прост в исполнении, в этом стиле деревце имеет скрученный жгутом ствол. Расположение ветвей только в верхней части, остальное все удаляется. При удалении не нужных веток нужно действовать аккуратно, чтобы не повредить кору деревца.

Стиль Нэагари (Neagari). Это усложненный стиль банкан. В этом стиле перекручивают корни растения, а не ствол. Сами корни высоко выступают над грунтом и приподнимаются над ним. Стиль нзагари является одним из самых оригинальных и необычных стилей в искусстве Бонсай.

Стиль Таримики (Sharimiki). Довольно необычный стиль для искусства Бонсай. Ствол деревца в этом силе очищается от коры и само растение внешним, довольно необычным видом напоминает мертвое.

Стиль Будзинги (Bunjingi)

Стиль Будзинги (Bunjingi). Вырастить деревце в этом стиле очень сложно. Ствол деревца сильно изогнут у верхушки, и добиться этого очень не просто. Этот стиль очень древний и является самым декоративным из всех других. Он представляет собой элитарное направление в Бонсай.

Стиль Сэкидзёдзю (Sekijoju). Это деревце, выращенное на «скалах», для создания этого эффекта нужно подобрать несколько крупных камней и расположить их на поверхности грунта в контейнере. Корни деревца со временем оплетают камни и углубляются в грунт. Для этого стиля нужно растение с мощной корневой системой и хорошо разветвленной кроной. Клен и сосна отвечают этим требованиям и отлично подходят для этого стиля.

Стиль Исидзуки (Ishitsuki). Является разновидностью стиля на скалах. В этом стиле корни деревца не обтекают камни, а проникают в их расщелины. Чтобы создать деревце в этом стиле необходимо найти подходящие камни с широкими расщелинами. Корни при этом стиле должны быть длинными и доставать до грунта. Поэтому при пересадке корни деревца не удаляются.

Стиль Сэкидзёдзю (Sekijoju) Стиль Исидзуки (Ishitsuki).

Стиль Сякан (Shakan) или неправильный прямоугольный стиль. Напоминает стиль тёккан. В этом стиле деревце имеет слегка наклонную форму, корни должны выглядывать из земли, чтобы создать эффект, будто дерево вырвано из земли сильными ветрами. Ветви имеют направление в одну сторону, визуально деревце выглядит так, как будто сопротивляется порывам ветра.

Стиль Фукинагаси (Fukinagashi). В этом стиле дерево имеет ветви направленные в одну сторону, по внешнему виду напоминает дерево произрастающие на морском берегу. Имеет высоту до 25сантиметров. Для того чтобы вырастить такое крошечное растение, нужно с особой тщательностью подобрать вид растения или приобрести в оранжерее. Для этого хорошо подходят деревца с толстыми короткими стволами, очень маленькими листьями, плодами и цветками. Выращивают такой миниатюрный экземпляр Бонсай в маленьких емкостях с малым количеством почвы. По этому растение этого стиля произрастает очень медленно. Требования по уходу за таким деревцем это регулярный полив, из-за малого количества земли в емкости она быстро высыхает и поэтому нужно отслеживать влажность почвы в контейнере.

Стиль Фукинагаси (Fukinagashi) Стиль Сякан (Shakan)

Композиции из нескольких растений.

Стиль Кабудати(Kabudati). Это композиция из нескольких стволов дерева. Для создания этого стиля нужно посадить в вазу или контейнер четное количество ростков одного вида, причем расположение их должно быть очень близкое друг к другу. Когда деревца станут большими их можно начинать формировать в едином стиле. Выглядит такое деревце визуально как единое целое из двух стволов дерева.

Стиль Ёсэ Уэ (Youse-Ue). Этот стиль называют еще рощицей. Он напоминает стиль кабудати. Деревья подбираются различных видов и гармоничных между собой имеющих общие условия ухода. Цель этого стиля является придания деревьям вида небольшого лесочка.

Стиль Сокан, Сожу (Sokan) Стиль Ёсэ Уэ (Youse-Ue).

Стиль Сокан, Сожу (Sokan). Этот вид композиции из двух деревьев со сросшимися корнями. Каждому из растений можно придать различную форму по высоте, по форме изгиба, в соответствии с каким либо стилем Бонсай.

Источники:

http://udivitelno.com/plants/item/587-s

http://www.bonsaiempire.ru/bonsai/stili-bonsai

Стили Бонсай

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector