Русский тяжеловоз: чем привлекателен, как ухаживать, чем кормить

Русский тяжеловоз: чем привлекателен, как ухаживать, чем кормить

Особенности выращивания лошадей тяжеловозных пород

Основная особенность технологии племенного тяжеловозного коневодства заключается в том, что кобылы и жеребцы круглый год используются на хозяйственных работах.

Племенные кобылы работают ежедневно по 6-8 часов с часовым перерывом на обед, исключение составляют жеребые матки на последнем месяце жеребости и подсосные в первый месяц после выжеребки, которые от работы освобождаются. В 8-9 часов утра, после уборки лошадей, их выдают ездовым для работы. В пастбищный сезон после окончания рабочего дня кобыл отгоняют на выпас. Освобожденных от работы жеребых и подсосных кобыл выпускают в варки, а в летнее время содержат на пастбище. Жеребцы пастбищем не пользуются, им скармливают зеленую свежескошенную траву в денниках. В период случки рабочую нагрузку на жеребцов снижают и используют их на обслуживании конюшни.

Всех лошадей, выполняющих работы, куют по мере надобности.

Через несколько дней после выжеребки кобылу с жеребенком начинают выпускать в варок на прогулку. В пастбищный сезон кобылу с жеребенком выпускают в общую группу на пастбище через 5-7 дней после выжеребки. К траве, сену и овсу жеребята приучаются, находясь вместе с матками. С 2-месячного возраста жеребят подкармливают отдельно плющеным овсом.

В тех случаях, когда подсосная кобыла используется на работе, жеребенок ее сопровождает и подсасывает. Жеребят-сосунов старше 4 месяцев нередко оставляют в конюшне и подкармливают. В пастбищный период за жеребятами постоянно ухаживают: ежедневно чистят щеткой, очищают копыта и приучают к недоуздку и рукам человека.

Отнимают жеребят от маток в 6-8-месячном возрасте, в основном с окончанием пастбищного сезона и переходом на стойловое содержание. Отъем делают сразу. Отнятых жеребят переводят на групповое зальное содержание или попарно ставят в денники.

В тяжеловозных конных заводах наиболее распространен метод группового выращивания молодняка. Важнейшее преимущество метода группового содержания заключается в его экономичности, так как снижаются (примерно в 1,5 раза) затраты труда на уборку помещения, раздачу кормов, чистку самих жеребят, находящихся на теплой и сухой подстилке. В то же время этот метод вполне обеспечивает нормальное развитие молодняка тяжеловозных пород.

В течение всего дня выход из конюшни на варок держат открытым, чтобы жеребята имели возможность свободного движения на свежем воздухе и отдыха в конюшне. Привязывают жеребят только на время кормления концентратами.

К групповому тренингу приступают сразу, как только отнятые жеребята привыкнут друг к другу. Проводят групповой тренинг в основном так же, как и тренинг лошадей быстрых аллюров. В первые дни тренировки жеребята двигаются переменным аллюром 3-4 км с чередованием шага и рыси. В дальнейшем дистанцию увеличивают, доводя ее к концу стойлового периода до 7-8 км. Чередование аллюров при групповом тренинге устанавливают на основе наблюдений за состоянием жеребят, их готовностью двигаться более быстрым или более тихим аллюром, что зависит от породы жеребят, их возраста, состояния упитанности. Возвращают молодняк в конюшню обязательно шагом.

Опыт показал, что наряду с такими аллюрами, как шаг и рысь, при тренировке тяжеловозных жеребят полезен и галоп, который первоначально должен быть тихим и длиться не более одной минуты, а затем постепенно его темп несколько ускоряют и продолжительность доводят до 2-3 минут.

Важнейшее условие групповой тренировки — внимательное наблюдение за состоянием жеребят и недопущение их переутомления. После группового тренинга в ненастные, холодные дни лошадей выдерживают около часа в конюшне, а потом уже выпускают в варок.

Обычно 6 дней в неделю проводят групповой тренинг, а седьмой день лошади отдыхают в варке. В дни с гололедицей и при сильных метелях, а также в период распутицы групповой тренинг отменяют. В период с мая по октябрь потребность в групповом тренинге молодняка отпадает, так как лошади получают достаточный моцион на пастбище.

С полуторалетнего возраста осенью молодняк вновь переводят на групповое содержание и тренинг.

Молодняк тяжеловозных пород реализуют в возрасте 2-2 1 /2 лет. Перед реализацией лошадей приучают к русской упряжи. Ремонтный молодняк после заездки используют в хозяйстве на легких работах.

Лучших тяжеловозных лошадей (жеребцов и кобыл) испытывают во время Всесоюзных соревнований тяжеловозов.

Кормление тяжеловозов. Племенных лошадей тяжеловозных пород кормят по научно обоснованным нормам. Специфика кормления тяжеловозов состоит в повышенной доле грубых и сочных кормов. При кормлении жеребых кобыл в стойловый период концентрированные корма составляют примерно 25% общей питательности рациона, грубые — 40, сочные — 35%. Подсосным кобылам увеличивают количество сочных кормов до 40%, уменьшают долю грубых. В рационах для жеребцов-производителей и молодняка концентраты составляют примерно 40%, грубые — 30-35, сочные — 25-30%. Основным концентрированным кормом для тяжеловозов также служит овес, но вполне допустимо заменять часть его другими зерновыми кормами. Ассортимент сочных кормов при кормлении тяжеловозов не ограничивается только столовой и кормовой морковью; для кормления тяжеловозов широко применяют кормовую свеклу, картофель и силос. В состав рациона тяжеловозов целесообразно включать солому, главным образом овсяную, однако ее количество не должно превышать 1 /4 части грубых кормов.

Читать так же:  Заготовка йошты

При пастбищном содержании тяжеловозов основу рациона составляет пастбищная трава, кроме нее, при необходимости лошадей подкармливают концентратами. При низком качестве пастбищ, кроме концентратов, желательно подкармливать лошадей, особенно подсосных кобыл, еще и зеленой свежескошенной травой.

Русский тяжеловоз: чем привлекателен, как ухаживать, чем кормить

Содержание лошадей тяговых пород на фермах и в частных хозяйствах сегодня не менее популярно, чем сто лет назад. Об одной из таких пород, а именно о русском тяжеловозе и поговорим в данной статье — обсудим достоинства и недостатки породы, а также содержание и отрасли применения.

История породы

Родоначальниками породы были арденские лошади, жившие в бельгийских горах, которые привлекли людей выносливостью, неприхотливостью и крепким телосложением. После удачно проведённых работ по скрещиванию была получена порода, адаптированная к условиям умеренного климата, его суровым зимам. Животное не крупное, но тем не менее сильное и послушное, что немаловажно. На конной выставке во Франции представитель русского тяжеловоза был награждён золотой медалью. Официальная регистрация породы произошла в 1952 году.

Описание и отличительные черты

Отличительная черта тяжеловозов — крепкое и мускулистое тело. Они не могут демонстрировать хорошую скорость, но великолепно справляются с полосой препятствий.

Внешний вид

Порода имеет свои стандарты внешности:

  • рост — 150–153 см;
  • вес — жеребца-двухлетки — до 700 кг, кобылы — до 660 кг;
  • голова — средних размеров с длинной мордой и широкой лобной частью с чёлкой, мускулистой, крепкой, короткой шеей;
  • корпус — прямые мускулистые плечи, длинная развитая спина, широкая холка, глубокая грудь и ровный поясничный отдел;
  • конечности — ровные, широко расставлены, имеют щётки;
  • грива — густая и длинная;
  • хвост — густой, висит свободно;
  • масть — рыжая, вороная и рыже-чалая, обязательно наличие белых отметин на ногах и морде.

Лошадки уравновешены и спокойны, отличаются послушанием и верностью хозяину. Тяжеловоз активный в работе, миролюбивый и добродушный. Лошадь быстро привыкает к условиям содержания и обязанностям, возлагаемым на неё.

Не прихотлива и не капризна, может взбрыкнуть, если на то есть причина — например, плохое самочувствие или ошибка владельца в уходе за питомцем.

Достоинства и недостатки

Породу разводят не только как рабочую силу, но и для получения молока и мяса, из молока тяжеловоза готовят редкие сорта сыра.

Кроме этого, порода обладает и другими достоинствами:

  • адаптивность к условиям;
  • неприхотливость в кормах;
  • спокойный нрав;
  • быстрое половое созревание;
  • многогранность применения;
  • сила и выносливость;
  • крепкая нервная система.

Недостатком тяжеловозов считают постепенное вырождение, поскольку смешение с другими породами сказывается отрицательно на отличительных характеристиках. Чистокровных же кобыл и жеребцов крайне мало.

Сфера применения

Русский тяжеловоз выращивается на мясо и молоко, используется в сельском хозяйстве как тяговая лошадь, для перевозки грузов и в качестве работы на полях. Кроме этого, добрый нрав позволяет использовать животное в туристическом бизнесе, как ездового коня, в том числе и для детей, и вьючного животного.

Многие заводчики приобретают тяжеловозов для верховой езды или упряжки.

Содержание и уход

Несмотря на непритязательность к условиям содержания, некоторым правилам следовать всё же стоит, особенно это касается гигиены животного.

Условия в конюшне

Содержание лошадей осуществляется в соответствии с такими нормами и правилами:

  1. Лошадей содержат в так называемых денниках. Размер на одну особь — 3,5х3,5 м, не меньше. Высота потолка — около трёх метров. Противопоказаны сквозняки, поэтому не должно быть никаких щелей в помещении, обязательно наличие вентиляции для постоянного доступа свежего воздуха.
  2. В качестве подстилки используют солому или опилки, она настилается не менее 15 сантиметров высотой.
  3. Кормушки и поилки располагают с обратной стороны ограждения на высоте примерно 60 см, они должны быть сделаны из натурального не токсичного материала глубиной до 30 см, чтобы корм не рассыпался.
  4. Научно обосновано 16-часовое освещение, яркостью около 150–200 люкс, зимой подобный метод устраняет свойственную лошадям зимнюю вялость.
  5. Возле закрытого помещения должен быть загон для выгула.

Уборка и гигиена

Не стоит пренебрегать и правилами гигиены:

  • ежедневно проводится чистка подстилки, очищаются кормушки и поилки;
  • также ежедневно должна проводиться чистка шерсти лошади, при этом у каждого питомца предусмотрены свои скребок, расчёска и щётка. После механической сухой очистки, проводится протирка влажной мягкой тканью. Затем сухой тканью шерсть подсушивают. Расчёсывают гриву, чёлку и щётки;
  • купание лошади проводится только в летний, тёплый период. Если животное не боится воды, можно купать в природном водоёме, в противном случае применять купание из шланга.
  • обязательно нужно ежедневно, особенно после прогулок осматривать копыта, в которых могут застрять щепки или мелкие камушки. При повреждениях нужно обратиться к ветеринару;
  • регулярно осматривайте зубы питомцев, старайтесь принюхиваться к их дыханию. Неприятный запах — это сигнал нездоровья. Эмаль должна быть целой, без сколов и трещин, десна розовая, линия зубов ровная;
  • седлая животное важно не задевать зубы удилами: они легко крошатся;
  • присматривайтесь, как питомец ест. Если встряхивает головой, возможно, у него проблемы с зубами, и он так пытается избавиться от боли. Проверять рост зубов у жеребят нужно с девятимесячного возраста, наблюдать у ветеринара, который вовремя сможет устранить неправильный прикус или «волчий зуб».
Читать так же:  Вино из розы: 2 рецепта в домашних условиях

Правильное кормление

Кормление лошадей проводится примерно пять раз в сутки, в суточный рацион входят:

  • овёс — до 7 кг;
  • сено — до 13 кг;
  • отруби — до 1,5 кг;
  • морковь, кормовая свекла — до 2 кг.

Летом для питомцев организовывают пастбищный выгул на участках с сочной зелёной травой, кроме неё, подкармливают концентрированными кормами. Необходимы также брикеты с солью, которые обеспечат организм необходимыми минералами.

Дважды в день минимум тяжеловозы должны вдоволь напиться, вода обязательно комнатной температуры — около 20 градусов. Жеребые кобылы должны получать на 30% больше корма, чем в обычном состоянии. От соблюдения правил ухода, кормления и ежедневных гигиенических процедур зависит здоровье вашего питомца, его настроение и желание работать. Эта порода отличается большой привязанностью и дружелюбием по отношению к человеку, ваша искренняя забота будет вознаграждена сторицей.

Русская тяжеловозная порода лошадей: характеристика, уход и кормление

Несмотря на тотальную автомобилизацию и механизацию, лошади до сих пор не утратили своё экономическое значение. Именно такой является порода лошадей, представителей которой обычно называют русскими тяжеловозами. Хотя области хозяйственного применения этих лошадей значительно сузились, они до сих пор остаются востребованными, порой даже в новом качестве.

Историческая справка

Данную породу начали формировать в конце XIX века. Её основой послужили бельгийские ардены — одна из старейших тягловых пород. Они не блистали экстерьером, но обладали отличными рабочими качествами.

В селекционной работе, проводимой в Российской империи по улучшению качеств бельгийских арденов, использовали брабансонов, орловских рысаков и некоторые другие породы. Первые результаты селекции были представлены в 1900 году на Парижской выставке. Это был жеребец Каравай, улучшенная порода арденов, который получил золотую медаль выставки.

Однако селекционная работа на этом не закончилась. Усилия были брошены на создание сравнительно некрупного, сильного, выносливого тяжеловоза, неприхотливого к условиям содержания. Новая порода была создана около 1937 года, однако она получилась чрезмерно низкорослой — чуть более 140 см в холке.

Поэтому её доработка продолжилась. Наконец, в 1952 году эта работа увенчалась успехом, что выразилось в официальной регистрации новой породы, которую нарекли «русский тяжеловоз» (ранее её именовали русским арденом).

Общая характеристика

Данная порода относится к группе невысоких тяжеловозов, что и определяет её экстерьер и характер, сформированные в процессе селекции. Рассмотрим подробнее внешние признаки и особенности поведения представителей этой породы.

У русских тяжеловозов превалируют рыжая и бурая масти, реже встречаются гнедые, рыже-чалые и вороные лошади. Их рост в холке в среднем составляет 150 см. Эти животные обладают мускулистым и несколько удлинённым туловищем.

Их внешние характеристики таковы:

  • длина туловища — 162-205 см;
  • охват пясти — 21-22 см;
  • масса достигает 700 кг у жеребцов и 500 кг у кобыл;
  • голова широколобая, сухая;
  • уши маленькие, стоячие;
  • шея мощная, с плавным изгибом;
  • холка широкая;
  • спина широкая, прямая или с небольшим прогибом;
  • круп раздвоенный, немного обвислый;
  • грудь широкая, бочкообразная;
  • конечности коротковатые, обросшие, крепкие и костистые;
  • грива и хвост густые.

Эти лошади уравновешенны и покладисты, довольно подвижны, быстро привыкают к смене хозяев, мест и условий содержания (конечно же, в разумных пределах). Работают как в упряжке, так и под седлом. Взбрыкивают редко, обычно в ответ на явную грубость.

Достоинства и недостатки

Из достоинств русских тяжеловозов отмечают следующие:

  • высокая адаптивность к различным условиям содержания и климату (эту породу используют как в тёплых, так и в северных регионах);
  • уравновешенный характер;
  • нетребовательность к кормам (способны длительное время питаться исключительно подножными кормами; некоторое время могут употреблять одну солому; способны неплохо набирать массу в отсутствии концентрированных кормов);
  • быстрое развитие жеребят (в полуторалетнем возрасте набирают три четверти массы взрослой лошади, а к трём годам достигают максимума развития и перестают расти);
  • универсализм использования;
  • продуктивное долголетие (производящих жеребят кобыл и жеребцов-производителей используют до 25 лет);
  • высокая молочная продуктивность кобыл;
  • отличная работоспособность, которая сохраняется на протяжении длительного времени (до 25 лет).
Читать так же:  Чуфа (земляной миндаль): посадка и уход, описание, выращивание и применение

Выраженных недостатков русские тяжеловозы не имеют, однако совершенствование породы ведётся до сих пор. В настоящее время в племенной работе акцент делается на выведении укрупнённой линии ростом выше 155 см в холке.

Сфера применения

Этих лошадей, прежде всего, используют для перевозки грузов и выполнения сельскохозяйственных работ (например, в процессе скашивания травы конной косилкой), но этим их применение не исчерпывается. Русских тяжеловозов запрягают в экипажи, используют в качестве ездовых — всё это очень востребовано в туристическом бизнесе.

Под седлом эти животные ведут себя спокойно, что позволяет ездить на них неопытным наездникам.

Помимо этого, данную породу часто используют для улучшения качества местного непородистого лошадиного поголовья. В некоторых регионах практикуют скрещивание «тяжей» с местными лошадьми для получения высокопродуктивных мясных гибридов. Ещё одно направление использования русских тяжеловозов — производство молока.

Кобылы этой породы в среднем дают 2700 л молока за год. Имеются и кобылы-рекордсменки, которые производят свыше 4 000 л молока на протяжении года.

Содержание и уход

Как отмечалось выше, одним из положительных качеств русских тяжеловозов является их неприхотливость. Но, как и другим породам лошадей, им необходимы комфортные условия содержания в конюшнях, полноценный уход и рацион. Рассмотрим подробнее особенности содержания данной породы.

Русских тяжеловозов содержат в оборудованных конюшнях.

При этом должны обеспечиваться следующие условия содержания:

  • размер денника — 3,5 х 3,5 м при высоте потолка в 3 м;
  • сквозняки недопустимы, но в обязательном порядке необходимо оборудовать вентиляцию (наиболее распространена приточно-вытяжная);
  • в качестве поилки можно использовать питьевое ведро или автопоилку (она предпочтительней), но эти устройства должны быть выполнены из нетоксичных материалов (качественного пластика, алюминия, нержавейки);
  • к материалу кормушек предъявляются те же требования, что и к поилкам;
  • автопоилки и кормушки монтируются на определённой высоте (обычно 70-80 см от уровня пола), ведро устанавливают на полу денника;
  • пол обычно обустраивают глинобитный, керамзитобетонный или цементный с деревянным настилом (используется доска 50 мм толщины);
  • в качестве подстилки в денниках используют слой опилок, соломы или смесь опилок и торфа;
  • освещение должно быть 16-часовым интенсивностью 160-200 люкс;
  • зимние морозы лошади переносят без проблем, они могут находиться и в неотапливаемой конюшне, навредить им могут только сквозняки и повышенная влажность. Сильную жару переносят хуже. Поэтому в эту пору необходимы регулярное обмывание или обливание из шланга слегка подогретой водой, практикуется также купание.Чрезмерно длительное пребывание животного под прямыми солнечными лучами в жару может привести к перегреву и тепловому удару.

Уборка и гигиена

В целях профилактики заболеваний необходимо проводить визуальные осмотры лошади и выполнять следующие действия:

  • ежедневно чистить денник, кормушку, поилку;
  • каждый день проводить чистку шерсти лошади, а также расчёсывание её гривы, причём если лошадей несколько, то каждая должна быть обеспечена индивидуальным скребком, расчёской и щёткой;
  • после прогулок или рабочего дня необходимо осматривать лошадиные копыта на предмет застрявших там камушков, сучков и т.п.;
  • нужно регулярно осматривать зубы животного, а при наличии механических повреждений зубов или неприятного запаха обратиться к ветеринару.

Кормление и поение

Как указывалось выше, данная порода отличается неприхотливостью к кормам. Она может длительное время обходиться грубыми (сено и солома) или подножными кормами. Однако рекомендуется регулярно подкармливать русских тяжеловозов и концентрированными кормами.

Лучшими такими кормами считаются овёс и ячмень. Также их можно дополнять зерном кукурузы, но не более трети объёма концентрированных кормов.

Зерновой корм можно заменить отрубями, увлажнёнными до состояния каши. Помимо этого, очень полезными являются корнеплоды, а именно морковь и свекла, которые до засыпания в кормушку необходимо тщательно очистить от грязи и мелко порубить. Их суточная норма в рационе не должна превышать 10 кг. Наилучшим вариантом кормления русских тяжеловозов в летний период является их выгул на пастбище в сочетании с подкормкой концентрированными кормами. Кроме того, в рацион должна входить соль.

Регламент кормёжки обычно подстраивают в соответствии с хозяйственным использованием лошади. Кормят их до 5 раз в день.

Поят лошадей обычно дважды в день. Однако, в связи с распространением автопоилок, эта практика видоизменилась. В настоящее время многие владельцы лошадей оставляют автопоилки постоянно включенными.

Питомцы очень быстро привыкают к наличию постоянного источника воды в конюшне и пьют воду по мере необходимости малыми порциями. Температура воды в поилке должна составлять примерно +20 °С. Подытоживая, можно отметить, что русские тяжеловозы очень хороши в качестве неприхотливого и выносливого тяглового животного. Но этим их использование не ограничивается: они могут ходить под седлом, улучшать другие породы, быть производителями молока.

Все эти качества заслуженно обеспечили популярность данной породы среди фермеров, в туристическом бизнесе и в других отраслях.

Источники:

http://konevodstvo.su/books/item/f00/s00/z0000006/st115.shtml

http://agronomu.com/bok/8082-russkiy-tyazhelovoz-chem-privlekatelen-kak-uhazhivat-chem-kormit.html

http://pets2.me/bok/1941-russkaya-tyazhelovoznaya-poroda-loshadey-harakteristika-uhod-i-kormlenie.html

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector