Волшебные свойства белых грибов

Энциклопедия красного цвета

Красная флора ➜ Магические и полезные свойства подосиновика — красного гриба удачи

Магические и полезные свойства подосиновика — красного гриба удачи

Красный подосиновик – съедобный, полезный, вкусный и всеми любимый гриб, обитающий не только в чистых осиновых лесах, но также и в смешанных, и в тополевых. Чаще всего его можно встретить рядышком с осиной, тополем, ивой, дубом, берёзой, грабом и буком.

В народе подосиновик называют по-простому: «красный гриб» или «красноголовик» с ударением на последнюю «о».

Некоторые опытные грибники уважительно именуют его «грибом удачи». И ведь верно, без благоволения фортуны этот гриб вовек не сыщешь. Можно бродить по лесу часами и ни одного не найти, как ни старайся.

А если повезёт, вдруг обнаруживаешь себя стоящим посреди полянки, где красных подосиновиков видимо-невидимо, только бурые шляпки из прошлогодней листвы хитро выглядывают.

По легенде, прародители теперешних, обычных и хорошо знакомых нам грибов, появились на планете несколько тысячелетий тому назад. Изначально их размер был просто огромен, некоторые представители грибного царства достигали 3 м в высоту! А внешне они скорее напоминали деревья из-за обилия боковых отростков.

Ботанические свойства подосиновика красного

Подосиновик красный растёт по всей лесной зоне Евразии с июня по октябрь, попадается и в тундре. Относится к роду обабок, семейству болетовых.

Шляпка диаметром от 4 до 20 см, подушковидная и выпуклая по центру, с сухой и бархатистой ярко-красной, тёмно-рыжей или кирпично-бурой кожицей.

Мякоть в шляпке упругая, плотная и мясистая. Трубчатый слой светлый, состоит из множества мелких трубочек 1-3 см с округло-угловатыми порами. От прикосновения пористая поверхность приобретает более тёмный цвет.

Ножка от 5 до 15 см толщиной 1,5-5 см, покрыта чешуйками, расширяется к нижней части. В ножке мякоть волокнистая, на срезе белая, только внизу с синеватым оттенком, который очень быстро темнеет до сине-чёрного цвета.

Вкусовые качества красного подосиновика

По своим вкусовым качествам гриб с красной шляпкой занимает второе место после белого гриба. Кое-кто, правда, сетует на то, что ножки у него слегка жестковаты, но при желании их никто не запрещает удалить и в пищу не допускать.

Его можно не только варить, тушить и жарить, но ещё и сушить, мариновать и солить. При обработке красный гриб обычно темнеет. Чтобы этого избежать или хотя бы уменьшить интенсивность потемнения, его предварительно вымачивают в лимонной кислоте (0,5% раствор).

Кстати, для приготовления супа подосиновики не пригодны, так как отвар приобретает слишком тёмный неприятный цвет.

Лечебные и полезные свойства подосиновика красного

Красный гриб содержит:

  • воду,
  • фосфор,
  • белок,
  • жиры,
  • калий,
  • кальций,
  • железо,
  • витамины А, С, В, В2, D и РР,
  • другие полезные микроэлементы и минеральные вещества.

Фунготерапевты говорят, что подосиновики чистят кровь, выводят лишний холестерин и оказывают общее тонизирующее воздействие на организм.

Противопоказания

Маленьким детям употреблять грибы не рекомендуется.

Также к противопоказаниям относятся:

  • серьёзные болезни желудка и кишечника,
  • подагра,
  • нарушения в работе почек и печени.

Магические свойства красного подосиновика

В деревенской магии присутствует мнение, что подосиновики больше других грибов могут накапливать отрицательную энергию, в связи с этим при их сборе нужно особое внимание обращать на чистоту места, где растёт гриб.

Белый гриб

Белый гриб самый ценный, вкусный, ароматный и питательный. У белого гриба большая мясистая шляпка и толстая вздутая белая ножка. Причем окраска шляпок — в зависимости от возраста и места произрастания гриба — может быть светлой, желтоватой и темно-бурой. У грибов, растущих в сосновом бору, шляпки, как правило, темнее.

Белый гриб может достигать достаточно внушительных размеров — шляпка до полуметра в диаметре, а в высоту — до 30 см.

Иногда белый гриб путают с несъедобным желчным грибом. Надо знать, что у белого гриба нижняя поверхность шляпки желтоватая или зеленоватая, а у желчного гриба — грязноватая. На ножке желчного гриба — темный сетчатый рисунок. Мякоть этого гриба горькая, на изломе светло-розовая (а у белого гриба белая). В сырых лесах встречается похожий на белый сатанинский гриб. Он отличается от белого красноватым цветом трубчатого слоя и тем, что на изломе быстро синеет или краснеет.

Калорийность белого гриба

Калорийность сырого белого гриба очень маленькая – 22 кКал на 100 г. Это диетический и низкокалорийный продукт. Маринованные белые грибы также практически безвредны для фигуры, так как они содержат всего 24 кКал на 100 г продукта. То же самое касается жареных белых грибов, так как в них 26 кКал на 100 г. А калорийность сушеного белого гриба – 286 кКал на 100 г, он очень питательный, так как в нем отмечается высокое содержание белков. Употребление его в пищу в больших количествах может привести к ожирению.

Пищевая ценность в 100 граммах:

Полезные свойства белого гриба

Белые грибы содержат витамин А (в виде каротина), В1, С и особенно много витамина Д.

В белых грибах больше, чем в других, содержится рибофлавина – вещества, отвечающего за здоровье и рост ногтей, волос, кожи и за здоровье организма в целом. Особенно важен рибофлавин для поддержания в нормальном состоянии функции щитовидной железы.

Белые грибы обладают рядом полезных качеств. Белый гриб кроме вкусовых качеств, славится своей способностью стимулировать секрецию пищеварительных соков, превосходя в этом отношении мясные бульоны.

Благодаря содержанию большого количества серы и полисахаридов белые грибы помогают бороться с онкологическими заболеваниями. Он также обладает противоинфекционными, ранозаживляющими, противоопухолевыми и тонизирующими свойствами.

Входящий в состав белых грибов эфир лецитин, препятствует отложениям холестерина на стенках сосудов, что делает его полезным при атеросклерозе и малокровии. А содержащаяйся в грибах аминокислота эрготионеин поддерживает процессы обновления клеток и поэтому особенно полезна для глаз, почек, печени и костного мозга.

Читать так же:  Гриб зимний опенок (фламмулина бархатистоножковая): где и когда собирать, как выглядит съедобный, ложный, фото, видео

Также в белых грибах содержится много ?-глюкана. Этот не усваиваемый углевод является сильным антиоксидантом и оказывает сильнейшее воздействие на иммунную систему, создавая защиту от вирусов, бактерий, грибков и канцерогенов. Кроме того, в состав белых грибов входит ряд ферментов, способствующих расщеплению клетчатки, жиров и гликогена.

Грибы – отличный источник полезных белков, но содержащийся в свежеприготовленных грибах хитин значительно усложняет процесс их усвоения. Поэтому рекомендуют использовать в пищу предварительно высушенные грибы, в таком случае усваивается до 80 % содержащихся в них белков.

Грибы – тяжелая пища, особенно в жареном виде. Нуж­но их есть понемногу, осторожно, с большим количеством сочных овощей как в сыром, так и в вареном виде. Густые грибные супы, где больше овощей и меньше грибов, легче перевариваются и обычно не приводят к осложнениям.

Белый гриб используют как лекарственное средство при туберкулезе, упадке сил, для улучшения обмена веществ.

В сушёных белых грибах присутствует алкалоид герцедин, используемый при лечении стенокардии. Водными экстрактами из белых грибов лечат язвы, обморожения.

Сушёные белые грибы наилучшим образом сохраняют вкусовые и питательные свойства, их можно есть как сухарики без дополнительной обработки.

К тому же, белый гриб содержит много полезных веществ, некоторые из них обладают противоопухолевыми свойствами.

Сушеные белые грибы успешно используются для профилактики рака.

Опасные свойства белого гриба

Известно, что грибы, а в их числе и белые, являются наиболее сильными природными сорбентами, впитывая в себя огромные количества токсичных веществ, среди которых радиоактивный цезий, стронций, кадмий, ртуть и свинец. Поэтому грибы собранные недалеко от оживленных трасс или в промышленных районах принесут не пользу, а только вред Вашему здоровью.

Не рекомендуется употреблять в пищу грибы маленьким детям. До 12-14 лет пищеварительная система ребенка практически не в состоянии справиться с хитиновой оболочкой гриба, так как в его организме не вырабатываются в достаточных количествах все необходимые для переваривания ферменты.

Любите белые грибы, но не всегда есть время отправиться на их поиски в лес? Тогда попробуйте вырастить их дома! Технология представлена в видео.

Магия грибов в мифологии и литературе

Среди богатейшего разнообразия растительного мира нашей планеты, пожалуй, не найти растения или даже группы растений, с которыми было бы связано столько легенд, превратных и мистических представлений, сколько их существует вокруг грибов. Они упоминаются в мифах, народных сказках, пословицах и приметах, наделяются сверхъестественными свойствами, возводятся в ранг «богов».

Нередко боги сами участвуют в зарождении и росте грибов. Их появление связывают с разрядом молнии. В Древней Греции, к примеру, один из видов грибов так и назывался «удар молнии», что этимологически связывалось со словами «поражающий громом», «мечущий молнии», «громовой», «грозовой».

В средневековом Вьетнаме грибы ставили в зависимость от грозы. Одну из их разновидностей, растущую на корнях бамбука, называли: «громовые шарики», ими пользовались в борьбе со злым духом Там Вангом. Вьетнамский король Ле Тхань Тонг, правивший в XV веке, сочинил «Рассказ о золотом шелкопряде Там Ванге». Он предлагал безотказный метод борьбы со злым духом — посыпать его порошком из «громовых шариков».

Известная греческая (и римская) поговорка о том, что грибы растут не от дождя, а от грома, согласуется с мифологическими представлениями, распространёнными в Индии, Кашмире, Иране, у аравийских бедуинов, на Дальнем Востоке, в Океании, у мексиканских индейцев (в Северной Америке, к западу от Скалистых гор отмечено поверье, согласно которому грибы рождаются от грома; в верховьях Миссури Грибы связывают даже со звёздами, а у племени тоба — с радугой). Особого внимания заслуживают две категории случаев — когда связь с громом, молнией отражена в самом названии грибов. (ср. рус. «громовик», словен. molnjena goba, «молнийный гриб», маорийск. whatitiri, «гриб», «гром», — от имени мифической прародительницы Whatitiri, внук которой Tawhaki испускает молнии; кит. лэйцзинсюнь, «гриб, испуганный громом», лэйшэнцзюнь, «гриб громового раската» и др., монг. тенгриин ку при тенгри — «небо») или же когда сохраняются особые грибные ритуалы, предполагающие, естественно, наличие соответствующих мифологических мотивов.

Мистическое родство грибов с молнией, огнём, огнивом прослеживается и в почитании палицы, молота или топора. Боги — славянский Перун, перуанский Виракоча и ацтекский Тлалок изображались с топором, то есть атрибутом, как и грибы, связанным с молнией. Не случайно в храме древнегреческого бога Аполлона в Коринфе (вспомним, что источником молнии признавалось Солнце) установлены колонны с капителями, похожими на шляпки больших плоских грибов.

В то же время к грибам относились и вполне реалистически. Так, их издавна употребляли в пищу, хотя не все народы едят их. Ученые обратили внимание на такую интересную взаимосвязь: те народы, которые исторически отдавали предпочтение сырому мясу перед другими видами пищи, обычно грибов не едят, считая их продуктом низкого сорта. В мифах африканских племен мундуруку и тукуна, например, рассказывается, что их предки ели грибы, но впоследствии, разбогатев и окрепнув экономически, отказались от такой «некультурной» пищи.

Грибы иногда использовали для замены мяса на время культовых постов или применяли как диетическое блюдо. В качестве постной пищи они отмечены, например, в русском источнике 1493 года: «А по Федорове недели в понедельник, в среду и пяток и капуста и губы (грибы)». Запись в книге расходов Карельского монастыря за 1551-1559 годы: «Осьм вёдер губ соленых дал пять алтын» — доказывает широкое употребление грибов в тяготеющей к постной пище монастырской среде. Шаманы, зная об одурманивающих свойствах мухоморов, ели их сырыми, пили их сок, чтобы прийти в состояние экстаза. В преданиях хантов и манси шаман именуется «мухомороедящим человеком». Вот как одно из сказаний повествует об этом: «Бог пошёл, шамана привёл. Большой котёл с мухоморами на огонь повесили. Шаман ворожить стал, мухоморы есть. » Нередко знахари и колдуны изготавливали настойки из мухомора и голубики. Этот напиток вызывал у людей бред, а затем возбуждение и подъём физических сил, сменяющийся вскоре апатией, продолжительным глубоким сном.

Читать так же:  Грибы зеленушки (50 фото): зеленка, как готовить серушки, как их варить, описание, видео

Люди видели в мухоморах не только живых, но и опасных существ. Чукчи, к примеру, предполагали, что «особое племя» мухоморов очень могущественно и способно разорвать корни деревьев, раздробить камни. Считалось, что эти грибы предстают перед пьяным в облике однорукого и одноногого, похожего на обрубок существа, которое может показать человеку потусторонний мир. Этот сюжет запечатлен на чукотских рисунках, где запутанными извилистыми линиями прочерчен «путь мухомора».

Существует легенда о «девушках-мухоморах», которые являются перед путником, заводят его в чащу леса, болота и топи, и подолгу не отпускают, проводят с ним долгие годы, а путнику кажется что прошли только считанные секунды, а когда он возвращается домой, оказывается, что прошли десятилетия.

Однако тот же красный мухомор у народов Севера издревле считается божественным. С его помощью шаманы лечат болезни, ищут пропавших людей и оленей. Красный мухомор ядовит, однако в странах Южной Европы и на Средиземноморском побережье серо-розовый мухомор считают деликатесом.

Первые упоминания об употреблении Amanita muscaria стали появляться в XVII веке. В значительной степени они отражали процессы перемен в культуре, вызванные русификацией сибирских аборигенов. Ввозимая русскими водка практически отлучила их от пристрастия к мухомору. Тем не менее, хорошо известно, что употребление галлюциногенных грибов было распространено среди чукчей, коряков, камчадалов и юкагиров.

В 1905 году Американский Музей Истории Природы опубликовал исследование народностей, проживающих в прибрежных районах Сибири, включая район экстремальных условий, граничащий с Аляской. Два антрополога — Джосельсон (1905) и Богораз (1910) — участники Северной тихоокеанской экспедиции писали как о мухоморе, так и о том, как он использовался.

Как правило, сбор грибов проводился в августе, когда на шляпке появлялись характерные белые крапинки. Собирать и сушить грибы имели право лишь молодые девушки. Из-за боязни отравиться коряки не ели грибы свежими, они предварительно сушили их на утреннем солнце. Женщины не допускались к употреблению грибов, хотя они готовы были пережевывать и держать их во рту, не проглатывая, довольно продолжительное время.

Алкалоиды, содержащиеся в мухоморе, вызывают отравление, галлюцинации и привыкание. Еще один эффект заключается в том, что находящиеся вблизи предметы кажутся либо очень большими (макропсия), либо очень маленькими (микропсия). Возможны телодвижения и конвульсии. Приступы сильного возбуждения сменяются моментами глубокой депрессии. Amanita muscaria, в отличие от других галлюциногенов, вызывает неестественно сильную физическую подвижность. С ней может быть связано так называемое состояние экстаза, которого умеют добиваться сибирские шаманы.

О временном психотоксическом действии некоторых магических грибов знали еще древние народы Южной Америки — майя, инки, кечуа, ацтеки, сапотеки, толтеки, мацатеки; на острове Борнео — кума, в Сибире — камчадалы, коряки, чукчи, ханты. Культ священных грибов существует до сих пор у многих племен южноамериканских индейцев.

Племя мазатек, которое живет в горах Сьерра — Мазатека в Мексике, имеет долгую традицию использования галлюциногенных грибов Psylocybe Mexicana. В отличие от того, что пишет об этих грибах Карлос Кастанеда в своей книге «Учение дона Хуана», в племени мазатек их не курят, а едят в свежем виде.

Употребляют грибы только ночью в полной темноте. Согласно индейским верованиям тот, кто сделает это днем, неизбежно сойдет с ума. Глубокая ночь считается наилучшим временем для вызова видений, в которых можно найти решение загадок и проблем окружающего мира. Обычно одновременно употребляют грибы несколько членов семьи: вполне нормальной является ситуация, когда отец, мать, дети, дядья и тети одновременно с помощью грибов трансформируют сознание и отправляют свой дух в путешествие на высшие уровни бытия. Сами грибы едят по два, и эти пары символизируют собой двойственную основу мироздания, мужское и женское начало, мужа и жену. После этого индейцы сидят вместе, погруженные в транс. Тела их испаряются, остается только дух и чувство общности друг с другом.

Целью, ради которой принимает грибы каждый присутствующий, является целительный катарсис. Химические вещества, содержащиеся в грибах, считаются у индейцев лекарством и средством, позволяющим человеку знать и лечить, видеть и говорить правду. Среди индейцев мазатек многие за свою жизнь употребляют грибы хотя бы раз, чтобы вылечить себя или найти решение какой_нибудь важной проблемы, однако редко кто отваживается совершать подобные путешествия в неизведанные глубины мироздания (или собственного сознания) часто. Это делают только шаманы, люди, ищущие дух, знания и мудрость

Еще во времена археологических раскопок в северно-восточной Гватемале в районе Тикаля — церемониального центра, где к концу VI ст. цивилизация майя достигла самого высокого расцвета, были найдены удивительные каменные скульптуры, которые по своей форме напоминали шляпочные грибы, на ножках грибов были высечены изображения мифического духа.

Кроме грибоподобных идолов, известны также книги майя, из которых к нам дошли лишь три — Дрезденский, Мадридский и Парижский кодексы. В этих книгах часто встречаются рисунки священных магических грибов, которые играли важное место в религиозной жизни народов майя.

В хрониках испанских монахов XVI ст. встречаются упоминания о том, что индейцы майя, инки, кечуа во время своих ночных языческих ритуалов ели гриб, который вызывал у них опьянение, бред, галлюцинации. Индейцы считали, что в этом магическом грибе воплощена высшая сила и называли его «теонанакатл» (в переводе — «божественный гриб»). Майя применяли их при сложных хирургических операциях. Испанский монах Бернардино де Саагун (1600-1690 гт.) рассказывает о мексиканском грибе теонанакатл, отключающем сознание. По мнению другого монаха, Торибио да Бенвенте, название этого гриба происходит от слов, обозначающих «хлеб богов». Индейцы верили, что в этом грибе находится некая божественная сила. Похожую идею проповедовали манихейцы, приверженцы религии, возникшей в III веке на территории Ирака и распространившейся от Китая до Европы. Согласно их вероучению, во всей природе заключены частицы божества, и малейшее нарушение существующего в ней порядка вызывает у этих частиц мучительные страдания. По вероучению манихейцев, нельзя срывать плод с дерева или гриб, так как божественное и светлое начало, заключённое в них, обрекается этим на полное подчинение власти тьмы.

Читать так же:  Гриб груздь и его виды

Позже почти никаких известий о магических грибах в литературе не встречалось. Лишь вначале ХХ ст. было сделано предположение, что данные испанских монахов ошибочные. Наверное, монахи ошибочно приняли за магические грибы некоторые виды кактусов — например, с рода Anhalonium, которые содержат приводящие к притуплению сознания дурманящие алкалоиды.

В некоторых отдалённых областях Мексики до сих пор справляются ночные обряды, во время которых туземцы в ритуальных целях едят сырые грибы. Американскому исследователю Р. Дж. Уоссону в 1952 году удалось присутствовать при тайном грибном обряде мацатеков Мексики. Поклонники грибов собрались ночью в заброшенной хижине на окраине поселения. Там был установлен алтарь с католическим распятием, а рядом с традиционным символом христианского бога лежали языческие священные грибы. Пожилая шаманка сама съела 12 грибов и угостила ими участников мистерии. После того начался ритуальный танец, сопровождаемый монотонным пением — рассказом о переживаемых шаманкой видениях. Обряд продлялся до рассвета, пока все его участники не уснули.

Связь грибов с потусторонним миром иллюстрируется мифами обитающих в Северной Америке алгонкинских племён. В одном из таких сказаний говорится о душах спящих людей, отправившихся в «страну умерших» и вспоминавших после «возвращения» на землю о своём «путешествии». В стране мёртвых их угощали огромными грибами дождевиками, которые выдавались за тыквы.

Свою роль имеют грибы и в народной медицине. Иногда их прямо сопоставляли с некоторыми болезнями. Например, в библейской книге Левит (гл. 14, ст. 34-45) подробно описана процедура борьбы со стенным грибком, воспринимаемым как «заболевание» дома проказой. Те места каменной кладки здания, на которых обнаружены ямки зелёного или красного цвета, рекомендуется выломать и выкинуть, а в случае повторного появления «проказы» — полностью разрушить поражённое ею строение.

Черный березовый гриб (трутовик косотрубчатый, или «чага») ещё в древности считался целебным. Селькупы, например, дымом из березовой чаги очищали человека и его вещи от всякого зла, лечили им.

Гриб спорынья, растущий на ржи, в течение столетий применялся в акушерско-гинекологической практике как средство, способствующее остановке кровотечений. В то же время этот сельскохозяйственный вредитель был причиной массового отравления людей и животных. Только за одно столетие, с 1780 по 1880 год, в царской России отмечено 15 вспышек «злой корчи», принявших характер эпидемий. В средние века ядовитым хлебом, отравленным грибом спорыньей, питались в основном неимущие слои населения, и при отравлениях искали спасения в храмах и монастырях. Бывало, что ожидаемое чудо исцеления действительно наступало.

Причину его можно понять из такой вот истории, посвящённой отравлению грибами. Вплоть до XV веха Собор Парижской Богоматери является местом, где заболевшие этой страшной болезнью пытались найти себе приют. В это время монастыри располагали значительными запасами зерна многолетней давности. Вследствие длительного хранения зерна спорынья в нем теряла токсичность и при поступлении в пищу не вызывала отравления. Этой особенности раньше не знали и приписывали выздоровление от болезни чуду.

С древних времен 11 июня на Руси отмечали праздник, посвященный белым грибам или боровикам. Жизнь язычников, по их поверьям, от рождения до смерти зависела от царя Огня, царицы Воды, матери Сырой Земли, дарящих людям таинственные плоды: ножки со шляпками. Грибы обожествляли. Им поклонялись во время сакральных обрядов.

У русских людей белый гриб считается царем грибов. Он внушает уважение своими размерами, его используют в закусках, супах, горячих блюдах. Белый гриб никогда не чернеет, в отличие от остальных грибов, при разрезании, приготовлении, сушке, отсюда и название — белый. На Руси лечили белыми грибами (боровиками) обмороженные части тела.

Ложные опята применяли при желудочно-кишечных недугах, перечным грибом спасались от чахотки, а смертельно ядовитой бледной поганкой изгоняли холеру. В русском лечебнике «Прохладный вертоград» отмечено: «Уши иудова губа, что гриб; у кого горло болит, или кто осипнет, и положить в молоко пресное, да провари немного, и тем молоком полоскать горло и выплюнуть, и пить молоко помогает, да, выняв, сохранить и высушить, и опять пригодится».

Современная наука разгадала тайны «священных» грибов, открыв в некоторых на них медикаментозные вещества, которые применяются при изготовлении различных лекарств. То, что древние люди открывали в результате бесконечного числа проб и ошибок, но, не обладая знаниями, не умели объяснять и поэтому приписывали сверхъестественной силе, сейчас изучается в лабораториях. Свойства выделенных веществ, действующие в них начала исследованы, определены дозировки лекарств. А мифы и сказки, народные поверья и рецепты народной медицины, связанные с грибами, рассказывают нам о жизни и культуре наших предков, по-своему свидетельствуя о преходящем характере религиозных и мистических представлений.

Источники:

http://krasnyj-cvet.ru/krasnaya-flora/magicheskie-i-poleznye-svojstva-podosinovika-krasnogo-griba-udachi.html

http://edaplus.info/produce/cep.html

http://vuzlit.ru/363450/magiya_gribov_v_mifologii_i_literature

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector