Трактор-легенда ДТ-54

Трактор ДТ-54: технические характеристики, фото

Во времена Советского Союза сельскохозяйственной технике уделялось особое, можно даже сказать, очень пристальное внимание. Ее производство шло по всей стране в большом количестве. Одним из настоящих титанов отечественного машиностроения является агрегат с индексом ДТ 54 – трактор-легенда, который и по сей день без проблем выполняет возложенные на него функции, хотя серийное производство его давно окончено. О нем мы и расскажем подробно в статье.

Общая информация

Трактор ДТ-54, фото которого приведено ниже, входят в класс гусеничного транспорта. Машина была разработана и служит для уборки посевов сельскохозяйственных культур, проведения пахотных и иных операций, связанных с возделыванием земли. Указанный транспорт без труда агрегатируется с плугом или прицепными машинами, агрегатами для культивирования почвы, оборудованием для кошения травы, оборудованием для боронирования, рассадочными приспособлениями, устройствами для посадки деревьев, приборами для полива и внесения удобрений.

Трактор ДТ-54 производился на трех достаточно крупных машиностроительных отечественных предприятиях. В период 1949 – 1963 гг. машина выпускалась Сталинградским заводом, в 1949–1961 гг. – Харьковским заводом, в 1952 – 1979 гг. – Алтайским заводом. Всего же за свою историю выпуска трактора было создано 957900 единиц. В наше время производство машины уже давно не осуществляется.

ДТ-54 пришёл на смену трактору АСХТЗ-НАТИ, который, в свою очередь, выпускался с 1937 года. В отличие от своего прародителя новый агрегат уже имел дизельный мотор, а не керосиновый агрегат. Кабина стала полностью закрытой, в то время как АСХТЗ-НАТИ имел полузакрытую кабину. Также множество технических решений значительно поспособствовали улучшению характеристик трактора.

Модификации трактора

Трактор ДТ-54 сходил с конвейера в таких вариантах:

  • ДТ-54А-С1 – модель оборудовалась раздельной агрегатной гидравлической системой навесного типа и механизмом, дающим возможность закреплять орудия труда.
  • ДТ-54А-С2 – машина выпускалась со всеми агрегатами навесного исполнения, за исключением главного цилиндра и механизма, удерживающего вспомогательные орудия.
  • ДТ-54А-СЗ.
  • ДТ-54А-С4 – навесная система машины была полностью аналогична трактору ДТ-54А-С1, но отсутствовали выносные цилиндры. Именно этот вариант рекомендовали к использованию во всех областях Советского Союза.

Стоит заметить, что даже после того, как ДТ-54 перестали выпускать, трактор все же не прекратил свое существование. На его основе были разработаны такие известные модели, как Т-74, Т-75, ДТ-75. О степени популярности ДТ-54 можно легко судить, посмотрев многие советские фильмы. Трактор был участником съемок таких кинокартин: «Иван Бровкин на целине», «Дело было в Пенькове», «Первый эшелон», «Калина красная», «Первый парень».

Также трактор был установлен в качестве памятника во многих городах и селах России. Стоит транспортное средство на постаменте и во дворе Азово-Черноморской государственной аграрной академии. А в 1958 году Государственный банк республики Вьетнам принял решение поместить изображение машины на аверсе купюры номиналом 5 донгов.

Трактор ДТ- 54, технические характеристики которого приведены в статье, является достаточно мощной машиной. Его основные показатели таковы:

  • Конструктивная масса – 5400 кг.
  • Длина с прицепом – 3660 мм.
  • Высота – 2300 мм.
  • Ширина – 1865 мм.
  • Клиренс – 260 мм.
  • Расстояние между осевыми линиями середины гусениц – 1435 мм.
  • Показатель удельного давления на грунт – 0,41 кгс/см 2 .
  • Количество передач вперед – 5.
  • Число передач назад – 1.
  • Скорость перемещения вперёд – 3,59–7,9 км/ч.
  • Скорость езды назад – 2,43 км/ч.
  • Марка мотора – Д-54.
  • Емкость бака для горючего – 185 литров.
  • Расход топлива – 205 грамм на одну лошадиную силу мощности двигателя.

Силовая установка ДТ-54

Двигатель трактора ДТ-54 получил мощность 54 лошадиные силы. При этом мотор является бескомпрессорным, четырехтактным, дизельным, оснащенным вихревыми камерами. Максимальный крутящий момент — в пределах 35 кГм. Вес двигателя равен 1100 кг. Крепился он на раму трактора с помощью трех опор, две из которых являлись шарнирными. Такое выполнение опор позволяло компенсировать возникающие перекосы рамы машины во время ее движения и исключить поломку консолей.

Бак для топлива в модели трактора ДТ-54 расположен непосредственно за кабиной. Ёмкость оборудовалась мерной линейкой. Горючее из бака, пройдя два фильтра, попадало в топливный насос. При этом первый фильтр имел сменные патроны, а второй был металлическим, ленточным. Требуемый напор топлива поддерживался подкачивающей помпой.

Количество топлива, которое поступало в цилиндры двигателя, регулировалось в зависимости от выбранного режима с помощью специального регулятора с корректором. А режим работы выбирался с помощью акселератора, оборудованного храповым механизмом. Вал регулятора начинал свое движение за счет шестеренчатой передачи.

Воздух в цилиндры проникал через воздухоочиститель. Очистка происходила в пылеуловителе центробежного типа, масляном пылеуловителе и сетчатом влажном фильтре.

Отдельно остановимся на фильтрации масла. Ранние модели трактора были укомплектованы системой двойной фильтрации. А вот уже более позднее машины оснащались тройной системой очистки. Масло очищалось в полостях шатунных шеек, непосредственно в центрифуге и в металлическом ленточном фильтре. Дизельное масло охлаждалось в радиаторе трубчатого типа. При этом двигатель охлаждался принудительно и водой.

Сам же дизель запускался от бензинового мотора ПД-10. Как только основная силовая установка приводилась в действие, вспомогательный пусковой мотор сразу же автоматически отключался. Для регистрации количества отработанных моточасов двигатель имел счетчик.

Особенности устройства

Трактор ДТ-54 укомплектовывался пятискоростной коробкой переключения передач. Кроме того, в наличии был ходоуменьшитель, имеющий пару диапазонов, которые, в свою очередь, обеспечивали передвижение транспортного средства на 10-ти более замедленных скоростях.

Повороты и муфты управлялись раздельно, а это, в свою очередь, значительно упрощало задачу управления трактором. При этом и муфты, и тормоза удобно регулировались, что значительно повысило их срок эксплуатации. Отметим, что до 1956 года раздельного управления не существовало как такового вовсе.

Машина имела ленточные тормоза двухстороннего действия. Специальные накладки предохраняли от трения гусеницы и картер передачи.

Машина имела сигнализацию в виде сирены на выхлопной трубе и бачок для питьевой воды емкостью 2,5 литра. В некоторых моделях устанавливали отопитель.

Раму трактора изготавливали из двух балок швеллерного типа с передним брусом и поперечинами. На каждой стороне использовались две подрессоренные каретки, оборудованные балансирами, опорными катками и цилиндрическими пружинами.

Инженеры создали двухместную кабину закрытого типа, в который имелось мягкое сидение, органы управления и щиток приборов. А после того, как был совершён переход на раздельное управление тормозной системой и бортовыми фрикционами, внутри кабины стали монтировать две тормозные педали – левую и правую.

Читать так же:  Снегоуборщик для мотоблока - Нева: советы по выбору снегоуборочной приставки и насадки на мотоблок

Передовые решения

Характеристика трактора ДТ-54 будет неполной, если не указать на его технические особенности, которые на момент его производства были действительно передовыми. Так, в частности, в машине применили центробежный тип очистки масла с использованием для этого полостей шеек коленчатого вала. Такой подход позволил существенно увеличить срок безаварийной эксплуатации силовой установки. На самом же двигателе монтировали передовой фильтр для масла, оснащенный реактивной центрифугой. На пробке сливного отверстия картера стоял магнит, защищающий рабочую жидкость от металлических включений.

Стоимость трактора

В связи с тем, что трактор ДТ-54 не выпускается с 1979 года, функционирующих моделей осталось уже не так и много. Как показывает практика, рыночная стоимость бывшего в употреблении транспортного средства колеблется в пределах 70 – 120 тысяч российских рублей.

Трактор ДТ-54 — история первого дизельного трактора

Тридцать лет с конвейеров трех крупных тракторостроительных заводов, Сталинградского, Харьковского и Алтайского, сходил мощный гусеничный трактор общего назначения ДТ-54. Его использовали на культивации, пахоте, уборке и посеве сельскохозяйственных культур, для землеройных и планировочных работ.

По всем техническим характеристикам ДТ-54 превосходил своих предшественников. Его проходимость, тяговые качества, долговечность, стоимость и другие характеристики как нельзя лучше отвечали требованиям сельскохозяйственного производства 1950-1970-х годов. О популярности этой модели говорят памятники ДТ-54 в разных уголках страны. Так, этот трактор на постаменте можно увидеть в селах Рощино (Хабаровский край), Победа (Омская область), Половинное (Курганская область), Акмурун (Башкортостан), городе Чистополь (Татарстан), совхозе «Декабрист» (Саратовская область).

Преимущества дизеля по сравнению с карбюраторным двигателем очевидны: он работает на более дешевом топливе, имеет более высокий КПД, низкий удельный расход топлива и ряд других достоинств.

В начале 1930-х годов на Сталинградском тракторном заводе был создан дизельный тракторный двигатель, но он не стал заменой керосиновому мотору из-за неподготовленности отечественной промышленности к выпуску топливной аппаратуры и дизельного топлива. Первые дизельные двигатели испытывали на тракторах СТЗ-НАТИ. Конструкторские поиски по новому, дизельному трактору продолжались в войну и после нее ш на трех крупнейших заводах.

Первый дизельный трактор

От предшественника, трактора СТЗ-НАТИ, ДТ-54 отличала пятискоростная коробка передач, что улучшило использование мощности при агрегатировании с прицепным оборудованием. Новый трактор расходовал на 30-40 % меньше горючего, которое было намного дешевле, чем керосин. Это позволяло в течение года экономить до 10 тонн топлива на одну машину. Удалось достичь унификации свыше 70 % деталей нового двигателя со старым, что давало экономию в организации производства.

На тракторе установили четырехцилиндровый четырехтактный дизель Д-54, с вихрекамерным смесеобразованием, водяного охлаждения. Объем топлива, подаваемого в цилиндры, регулировался центробежным всережимным регулятором с корректором. Топливо проходило через два фильтра под действием подкачивающей поршневой помпы. Ленточный металлический фильтр обеспечивал грубую очистку, фильтр для тонкой очистки представлял собой сменные патроны, на которые намотана банкаброшная хлопчатобумажная нить.

Увеличить долговечность работы двигателя позволила тройная фильтрация масла: в металлическом ленточном фильтре, реактивной центрифуге и полостях шатунных шеек коленчатого вала. Воздух, поступавший в цилиндры, также проходил тройную очистку: в сухом центробежном и масляном пылеуловителях и в мокром сетчатом фильтре.

Пуск дизеля осуществлялся пусковым двигателем ПД-10 или ПД-1 ОМ. Использовался двухпозиционный декомпрессор. Значительно усовершенствована была ходовая часть трактора, применены торцовые металлические самоподжимные уплотнения. Все трущиеся части и подшипники были надежно закрыты, что исключало проникновение пыли. Особое внимание конструкторы обратили на улучшение труда трактористов: установили закрытую кабину и облегчили в 2,5 раза переключение рычагов рулевого управления.

Дизельный трактор обладал более высокой износоустойчивостью, долговечностью основных деталей, что давало возможность продлить срок его службы между ремонтами, сократить потребность в запасных частях и уменьшить простои во время ремонта. Машины выпуска 1953 года в Гла-зуновской МТС Сталинградской области, например, вырабатывали до замены деталей поршневой группы 3600-4000 часов. Опытные образцы новой машины успешно выдержали длительные и всесторонние испытания, проведенные в 1946-1948 годах под Армавиром и Ташкентом, и были утверждены к производству.

Трудности перехода на новую модель

По решению правительства Сталинградский и Харьковский тракторные заводы должны были в кратчайшие сроки перейти без остановки производства на массовый выпуск дизельного трактора ДТ-54. В тяжелые послевоенные годы перед сталинградцами встала задача восстановления завода и создания квалифицированного трудового коллектива. За три года было подготовлено более 3000 новых рабочих, свыше 9000 повысили свою квалификацию. Увеличилось число дипломированных специалистов за счет притока молодых кадров.

Однако безостановочный переход на производство дизельных тракторов был сопряжен с серьезными трудностями, вызванными сжатыми сроками и огромными масштабами подготовительных работ. В течение 8-10 месяцев нужно было спроектировать и изготовить 2500 приспособлений, сотни моделей, точных и сложных холодных штампов, 5330 наименований режущего вспомогательного, мерительного инструмента.

Нужно было реконструировать цеха, создать новый цех пусковых двигателей, ввести в эксплуатацию новое здание безрельсового транспорта, второй механический корпус, перемонтировать сотни станков, ввести в строй мощный котел на ТЭЦ с полным комплексом механизированной углеподачи, а кроме того, дополнительно приобрести 320 специальных станков и 540 универсальных, 5000 тонн металла.

Послевоенный подвиг

Чтобы все это осуществить, потребовалась колоссальная организационная работа, энтузиазм и самоотверженность. Школы рабочей молодежи в вечернем техникуме и механическом институте готовили кадры. Для изучения конструкции дизельного трактора на заводе были организованы курсы руководящего состава цехов (для мастеров, начальников смен и участников), где преподавали инженеры-конструкторы и технологи. За 1949 год целевые курсы закончили 1872 человека.

Тысячи рабочих изучили технологию изготовления деталей трактора ДТ-54 в кружках, проводились специальные лекции о передовой технике. Большой вклад в успешную подготовку к производству нового трактора внесли рационализаторы и изобретатели. 648 рационализаторских предложений были внедрены в производство и дали годовую экономию в 4,315 млн рублей. Наиболее активными были технолог цеха шасси И. Г. Кляр, технолог тракторного цеха М. П. Самойлов, мастер 1-го механического цеха А. Г. Блаунштейн, заместитель начальника моторного цеха В. А. Семергей.

В конце октября 1949 года технологическая подготовка средств производства, необходимых для выпуска новой машины на СТЗ, завершилась. 7 ноября 1949 года через площадь Павших борцов Сталинграда под аплодисменты прошла колонна тракторов новой советской марки. 25 ноября годовой план выпуска трактора СТЗ-НАТИ завод завершил досрочно. На ленту конвейера уложили рамы новых, более совершенных машин. Переход завода на выпуск дизельного трактора был осуществлен без остановки производства. Такого примера не знала история российского и мирового тракторостроения.

Читать так же:  Мотоблоки Lander (Пахарь): обзор, фото, видео, технические характеристики

Совершенствование

Шаг за шагом коллектив завода модернизировал трактор ДТ-54. В 1952 году были внедрены такие конструкторские усовершенствования, как термообработка задней оси, декомпрессионный механизм улучшенного типа, новая водопомпа, головка цилиндра с уменьшенным диаметром всасывающего клапана. Вес трактора уменьшился на 25 кг при экономии 40 кг проката.

В 1953 году на тракторе появилась закрытая кабина. В это же время было найдено конструкторское решение, позволившее ликвидировать такое отрицательное явление, как отрыв болтов противовесов. Были устранены дефекты повышенного расхода картерной смазки, преждевременный износ поршневой группы, которые были характерны для тракторов выпуска 1950-1951 годов, налажена кокильная отливка звездочек, создан новый, оригинальной схемы, задний мост с раздельным управлением. Новая конструкция, разработанная инженером В. А. Волчковым, позволяла значительно упростить механизм и сократить более чем вдвое усилия тракториста при поворотах.

С 1952 года двигатель был оборудован счетчиком моточасов. С 1956 года стали применять специальные предохранительные накладки для исключения трения гусениц трактора о картер конечной передачи. Они же служили направляющими для скольжения гусениц.

Активное участие в разработке и модернизации узлов трактора ДТ-54 принимали конструкторы А.И. Просихин, Н.П. Харченко, Ю.П. Балюба, Б.А. Иваниди, В.А. Родионов, А.Ф. Чулков, Л.Л. Фрезинский, технологи О.М. Рудыкин, Г.С. Попов, В.А. Четырин и др. Ученые Сталинградского механического и сельскохозяйственного институтов помогли в организации новых потоков в цехе шасси, на линиях механической обработки коленчатой оси, катка и звездочки, что позволило повысить производительность труда на 30%. О процессе совершенствования трактора ДТ-54 свидетельствует уменьшение рекламаций. В 1949 году они составляли 34 % к выпуску тракторов, а в 1954-м — всего 0,11 %.

Высокие тяговые качества и проходимость, а также низкая стоимость обеспечили трактору ДТ-54 в 1950-1960-е годы наибольшую популярность в сельском хозяйстве.

Трактор-легенда ДТ-54

«Доживший» до наших дней трактор-легенда ДТ-54 является одним из настоящих титанов советского машиностроения. Это универсальная сельхозмашина на гусеничном ходу. Агрегат 3-го тягового класса выполняет все виды сельскохозяйственных работ. Хотя серийный выпуск техники давно остановлен, старая модель и сегодня с легкостью реализует возлагаемые на нее функции. Об этом агрегате мы и расскажем детально в сегодняшнем обзоре.

История создания трактора

Сельхозоборудование с индексом ДТ-54 стало первым советским массовым гусеничным трактором общего назначения, оснащенным дизельным мотором.

История техники берет свое начало в далеком 1930 году. В начале 30-х на Сталинградском тракторном заводе был сконструирован первый дизельный двигатель для сельхозмашины, однако тогда он так и не стал заменой керосиновому родственнику. Дизельные моторы испытывали на тракторах СХТЗ-НАТИ, на базе которых и был разработан ДТ-54. Однако 54-ка была создана по новой схеме и значительно отличалась от своих предшественников.

После Второй мировой войны сельскохозяйственная сфера Советского Союза требовала серьезного переоснащения. Активно восстанавливающаяся отрасль особенно остро нуждалась в механизмах, оснащенных дизельными моторами. Тракторный дизель на протяжении нескольких лет продолжали совершенствовать и «доводить до ума». И, наконец, 7 ноября 1949 года с конвейера сошел первый ДТ-54. Инженеры признают разработку и момент выпуска трактора знаковым шагом для машиностроения СССР.

В Сталинграде агрегат выпускался в течение 12 лет, до 1963 года.

Примерно в это же время выпуск был развернут на Харьковском тракторном заводе. В Харькове серию машин производили до 1961 года.

В список изготовителей данной версии вошел также Алтайский тракторный завод. Здесь сельхозмашина выпускалась с 1952 по 1979 год.

После этого серийное производство 54-ки окончательно остановилось. В общей сложности в СССР было выпущено 957 900 единиц данной техники.

Спектр сельскохозяйственных работ

Трактор ДТ-54 главным образом предназначен для эксплуатирования в различных видах работ сельскохозяйственной отрасли. Сфера применения техники включает:

  • вспашку земли;
  • планирование полей;
  • посевные работы;
  • сбор урожая;
  • землеройные и другие сельскохозяйственные работы.

Машина отлично себя зарекомендовала при вспахивании новых и целинных земель. Тяговая мощность гарантирует глубокую пахоту тяжелых грунтов и труднопроходимых территорий.

Техника успешно работает в паре с четырех- или пятикорпусными плугами, механизмами для боронования и культивации грунта, различными сеялками, поливальными машинами, косилками, а также машиной для посадки деревьев.

Трактор мог соединяться с разными орудиями малого захвата и представлял собой многофункциональный агрегат, который подходил для использования в строительстве и легкой промышленности.

Кроме того, была разработана версия ДТ-54А, которая предназначалась для работы в торфяных (болотистых) местностях и на рыхлых (неустойчивых) грунтах. Не увязнуть в земле машине помогали ее широкие гусеницы.

Техническая характеристика

ДТ-54 спроектирован по стандартной для сельхозмашин на гусеничном ходу схеме, которую можно расчленить на следующие основные группы: ходовая часть, двигатель, силовая передача, системы управления, вспомогательные и рабочие механизмы.

Масса и габаритные размеры

Масса техники без навесного оборудования составляет 5400 кг. Удельное давление на грунт — 0,41 кг/кв. см.

Общая схема трактора ДТ-54: 1 — масляный радиатор; 2 — водяной радиатор; 3 — двигатель; ; 4 — передний брус рамы; 5 — соединительный вал; 6 — воздухоочиститель; 7 — заливная горловина топливного бачка пускового двигателя; 8 — рукоятка управления подачей топлева; 9 — педаль муфты сцепления; 10 — рычаг муфты и тормоза поворота; 11 — рычаг передач; 12 — топливный бак; 13 — коробка передача; 14 — задний мост; 15 — конечная передач; 16 — гусеница; 17 — опорный каток; 18 — балансирная каретна; 19 — рама; 20 — направляющее колесо

Габаритные размеры и показатели массы трактора:

  • длина всего агрегата с наличием прицепного устройства составляет 3,660 м;
  • ширина с учетом краев гусениц в классическом варианте — 1,865 м;
  • высота техники — 2,30 м;
  • дорожный просвет — 260 мм;
  • база — 1,622 м;
  • колея — 1,435 м.

На ДТ-54 установлен дизельный мотор марки Д-54. Тип мотора представлял собой бескомпрессорный, четырехкамерный агрегат водяного охлаждения. Блок цилиндров и головка камеры выполнялись из чугуна, смесеобразование было вихрекамерное. Расположение цилиндров — рядное, вертикальное.

Схема двигателя трактора ДТ-54: 1 — головка цилиндров; 2 — водяная рубашка; 3 — штанга толкателя; 4 — распределительный вал; 5 — корпус уплотнения; 6 — картер муфты сцепления; 7 — маховик; 8 — венец маховика; 9 — задняя балка; 10 — масляный насос; 11 — шестерня привода масляного насоса; 12 — передняя балка; 13 — шестерня коленчатого вала; 14 — крышка; 15 — картер шестерен распределения; 16 — водяной насос с вентилятором; 17 — выпускной клапан; 18 — пружина клапана; 19 — шпилька; 20 — сапун; 21 — колпак клапанного механизма; 22 — коленчатый вал.

Читать так же:  Мотоблок Техас 500 двигатель, цена, отзывы владельцев и навесное оборудование

При периодичности оборотов в 1300 об./мин. мотор трактора развивает номинальную мощность в 54 лошадиные силы (39,7 кВт).

Трансмиссия, рулевое и тормозное управление

На машине монтирована пятискоростная автоматическая коробка переключения передач. Имеется возможность установки уменьшителя хода с двумя интервалами. Уменьшитель гарантирует сельхозмашине передвижение на вспомогательных десяти неспешных скоростях.

Схема регулировки главной передачи трактора: 1 — вторичный вал; 2 — регулировочные прокладки; 3 — крышка; 4 — вал заднего моста; 5 — стакан подшипника; 5 — правая гайка; 7 — левая гайка; 8 — стопорная пластинка; 9 — перегородка; 10 — гайка крепления перегородки; 11 — большая коническая шестерня; 12 — малая коническая шестерня.

Силовой механизм агрегата необходим для перенесения вращения ведущим роликам, а также валу контроля мощности. Трансмиссия трактора состоит из муфты сцепления, коробки передач, заднего моста, конечных передач и соединительного вала.

Заднему мосту обеспечено обособленное регулирование муфтами поворота и тормозами. Подобное управление стало использоваться после 1956 года.

Тормоза на дизельном тракторе бортовые, автоматические, ленточного образца и двухстороннего функционирования.

Подвеска машины имеет балансирные каретки. Каждая гусеничная ветка управляется ведущим роликом. Оборудованы также делегирующий ролик и два опорных колеса. Сама гусеница включает 41 звено цевочного зацепления.

Положение клина и оси качания в отверстии внутреннего балансира подвески трактора ДТ-54 при несовпадении лыски оси качания с отверстием балансира для клина: 1 — клин; 2 — ось качания; 3 —- внутренний балансир; 4 и 5 — втулки наружного балансира; 6 — наружный балансир; в — контакт клина с цилиндрической поверхностью оси качания; г — контакт клина с поверхностью лыски оси качания.

На сельхозмашине оборудована закрытая двухместная водительская кабина. Она оснащена мягким креслом, стандартным набором средств управления и панелью приборов. Позже кабину оснастили системой отопления и бачком для питьевой воды. Объем бачка составлял 2,5 литра.

Перейдя на раздельное регулирование тормозами и бортовыми фрикционами, в кабине стали монтировать правую и левую тормозные педали.

Кабина не отличается комфортностью. Несмотря на закрытую форму, она не герметична, не защищена от шума, вибрации и пыли. У машины довольно тяжелое управление рычагами и муфтой сцепления. Кроме того, спинка сиденья навешивается на бак. А поскольку топливный бак фактически служит задней стенкой кабины, то в процессе заправки дизельное топливо нередко проникает под спинку.

Ходовая часть, прицепное устройство

В отличие от предшественников, на 54-ке была существенно модернизирована ходовая часть — были использованы торцовые металлические самоподжимные уплотнения. Для профилактики попадания грязи, пыли и влаги все трущиеся детали и подшипники были надежно изолированы (закрыты).

Ходовая часть трактора ДТ-54

Ходовая составляющая включает ведущие и направляющие ролики, гусеницы, опорные колеса и подвеску. Направляющие и приводимые в движение ведущие ролики помогают машине перемещаться по гусеницам. Они, в свою очередь, состоят из сцепленных между собой стальных элементов. Поддерживающие колеса сдерживают опущение верхних гроздей гусеницы, а делегирующие ролики координируют их натяжку.

Прицепное оборудование включает поперечную полосу и прицепную серьгу. Модернизированные версии 54-ки были оснащены раздельно-агрегатной гидросистемой (более подробно об этом читайте ниже). А система навесного устройства получила двух- или же трехточечную настройку.

Агрегат оборудован четырьмя фарами и розетками, благодаря которым фары можно включить и на прицепной технике. Гидравлическое оборудование включает гидронасос и 3-цилиндровый коммутатор.

Ходоуменьшитель: 1 и 2 — сменные подвижные шестерни; 3 — шлицевая втулка; 4 — втулка; 5 — шайба; 6 — удлиненный вал заднего хода коробки передач; 7 и 8 — сменные шестерни; 9 — шестерня постоянного зацепления; 10 — вал ходоуменьшителя; 11 — крышка; 12 — ведущий вал; 13 — боковая крышка; — нажимной стакан; 15 — шестерня.

Отзывы из сети:

«Ходовая часть устроена аналогично таковой трактора ДТ-54А» — тут имеется ввиду, что конструкция одинаковая. Но есть отличия в направляющих колёсах, в натяжителе, в креплении поддерживающих роликов, в креплении балансирных кареток. Но все эти изменения незначительны. На ДТ-75 можно сказать «немного модернизированная ходовая часть».

И ещё. Ходовая моделей Т-74, Т-75 тоже аналогична ДТ-54. Разница в рамах, трансмиссиях, двигателях.

Кстати, одни реставраторы честно признались, что при восстановлении ДТ-54 использовали много запчастей от ДТ-75.

Объем топливного бака и номинальный расход

Объем топливного бака трактора характеризуется значением в 185 литров, однако на последующей модели трактора (версия ДТ-54А) его объем был увеличен до 250 литров.

Двигатель ДТ-54 обладает довольно низким расходом топлива — 205 г/л. с. в час. За счет этого агрегат можно эксплуатировать длительный промежуток времени, при повышенной нагрузке на мотор без частых перерывов на дозаправку.

Основные модификации

В 1957 году сельхозмашина подверглась процессу усовершенствования. В обновленной версии ДТ-54А гидросистема стала обособленно-агрегатной. Именно эта версия и обновлялась несколько раз. В общей сложности известно четыре модели:

  • ДТ-54А-С1. Модель полностью укомплектована раздельно-комплектной гидросистемой с силовыми гидроцилиндрами. Кроме того, техника была оборудована навесным устройством, что позволяло расширить область применения машины — стало возможно применение разнообразной навесной или прицепной техники, координируемой дизельным агрегатом.
  • ДТ-54А-С2. Данная модификация аналогична предыдущей версии, однако здесь отсутствуют силовая камера и подвесная система.
  • ДТ-54А-С3. Модель сельхозмашины, созданная для работы с прицепной техникой, поскольку в данном случае отсутствует гидронавесной механизм.
  • ДТ-54А-С4. Модель всецело идентична варианту ДТ-54А-С1, однако лишена выносных силовых камер. Именно этот трактор был рекомендован советскими инженерами к применению во всех республиках Советского Союза.

Модель ДТ-54 заслуженно считается легендой машиностроения. История техники не закончилась с завершением производства — агрегат востребован и в наши дни. Ряд машин и по сей день разрабатывают на основе 54-ки, например, тракторы Т-74, Т-75 и ДТ-75. А любители тяжелой техники советской эпохи многократно воссоздавали 54-ку из металлолома или доводили до исправности старые образцы. Все это лишний раз доказывает долговечность и надежность данной техники.

Источники:

http://www.syl.ru/article/328144/traktor-dt—tehnicheskie-harakteristiki-foto

http://carakoom.com/blog/traktor-dt54—istoriya-pervogo-dizelnogo-traktora

http://agronomu.com/bok/5983-traktor-legenda-dt-54.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector