Как правильно копать землю мотоблоком (видео)

Как пашут мотоблоком землю? Как правильно пахать плугом на мотоблоке?

Мотоблок – универсальное оборудование, с помощью которого можно пахать землю, сажать корнеплоды, окучивать картофель и производить сбор урожая. Стоит такая дачная техника сегодня не особенно дорого, что и определяет ее необыкновенную популярность. Чаще всего мотоблоки используют именно для вспашки земли под посадку картофеля. Ничего особенно сложного техника рыхления грунта с помощью мотоблока собой не представляет. Однако знать некоторые особенности проведения этой операции все же необходимо.

Установка колес

Итак, давайте посмотрим, как пашут мотоблоком землю правильно. Перед началом операции оборудование, конечно же, нужно подготовить. На мотоблок навешиваются колеса, затем устанавливается плуг. Что касается первых, то их диаметр должен быть равным минимум 50-60 см, а ширина — 18-20 см. Иначе качественной вспашки не получится. Если колеса будут слишком узкими, мотоблок начнет мотать из стороны в сторону. При маленьком же их диаметре невозможно будет обеспечить достаточное расстояние между поверхностью почвы и редуктором.

При выборе колес для мотоблока следует обратить внимание в том числе и на обод. Желательно, чтобы он не был сплошным. Иначе между ребрами-грунтозацепами будет набиваться земля.

Навеска плуга

Операция эта достаточно сложная — ее лучше всего производить с помощником. Чтобы навесить плуг, мотоблок слегка приподнимают над землей. Для этого его загоняют на какие-нибудь подставки высотой минимум в 15 см. Именно с этой процедуры должна начинаться подготовка к работе оборудования малой механизации, предназначенного для вспашки земли, любой марки. В том числе и такого популярного, как, к примеру, мотоблок «Нева». Как правильно пахать землю с использованием техники этой марки, будет рассмотрено немного ниже.

Саму навеску делают согласно инструкции производителей мотоблока и плуга. При выполнении этой операции нужно следить за тем, чтобы кромка лемеха касалась земли всей поверхностью. Стойка плуга должна располагаться строго вертикально, а грядиль – горизонтально.

Разумеется, оборудование стоит настроить и по ширине колеи. Для этого нужно обратить внимание на то, как расположен лемех плуга. Его правая кромка должна находиться на одной линии с внутренним краем правого колеса. В этом случае плуг будет подрезать землю ровно и легко ее отваливать. Сам же мотоблок пойдет легче.

Подготовительные мероприятия

О том, как пашут мотоблоком землю, поговорим чуть ниже. Для начала же давайте выясним, какие еще подготовительные мероприятия, помимо навешивания колес и плуга, необходимо произвести.

Перед тем как приступать к операции рыхления грунта, вдоль первого ряда делянки стоит натянуть ориентировочный шнур. Опытные пахари вполне могут и пропустить этот шаг. Начинающим же выполнить эту операцию стоит обязательно. Дело в том, что в процессе вспашки любой плуг слегка уводит вправо. А поэтому сделать ряд идеально ровным очень сложно. Шнур поможет не отклоняться от «курса».

Начиная со второго, все ряды можно будет делать и без использования дополнительных направляющих, поскольку колесо мотоблока пойдет по борозде.

Как пахать?

Итак, мотоблок подготовлен. Теперь можно приступать собственно к самой процедуре рыхления грунта на участке. Чтобы делать меньше разворотов, пахать землю мотоблоком стоит вдоль длинной стороны делянки.

Ручку мотоблока следует немного повернуть у основания влево. В этом случае можно будет идти по еще не вспаханной полосе, что, конечно же, гораздо удобнее.

Ну что ж, теперь давайте разберемся с тем, как пашут мотоблоком землю правильно. Выполняется эта процедура следующим образом:

  • Мотоблок устанавливают на начало полосы и идут вдоль натянутого шнура.
  • После того как ряд будет пройден, разворачиваются таким образом, чтобы правое колесо мотоблока оказалось напротив борозды уже пропаханной полосы.

Выполнять вспашку нужно не торопясь. Подталкивать мотоблок не следует. Если двигатель перегреется (а это происходит достаточно часто), работу нужно прекратить примерно на полчаса.

Что делать, если грунт слишком твердый

Далее давайте посмотрим, как правильно пахать плугом на мотоблоке землю на проблемных участках. Нормальный грунт имеет такую рыхлость, что его можно легко проткнуть металлическим прутом на глубину штыка лопаты. На слишком твердой же земле мотоблок при вспашке обычно начинает буксовать. В этом случае операцию производят дважды. В первый раз делянку проходят на небольшую глубину. Во второй – на полную. Некоторые «убитые» участки и вовсе приходится пропахивать за несколько приемов. Но такое случается, конечно же, крайне редко.

Очень твердый грунт стоит пахать во влажном состоянии. Тогда плуг будет идти гораздо легче.

О чем нужно знать

При вспашке первого ряда плуг идет строго вертикально. Однако, начиная со второго, поскольку одно из колес катится по борозде, мотоблок, а следовательно, и лемех, слегка наклоняются. Поэтому плуг нужно немного сдвинуть по вертикали в обратную сторону.

Для этого в одном из регулировочных пазов следует ослабить гайки. После того как плуг будет установлен в нужное положение, их снова затягивают.

Как пахать мотоблоком «Нева» с плугом

Огородная техника этой марки у дачников, благодаря своей практичности, удобству в использовании и невысокой стоимости, очень востребована.

Мощности мотоблоков «Нева» хватает на самую твердую почву и даже на целину. В последнем случае используется не плуг, а специальные фрезы. Траву перед началом вспашки на целине нужно скосить. Убрать ее можно и с использованием самого мотоблока (при наличии соответствующего навесного оборудования).

Собственно же ответ на вопрос о том, как пахать мотоблоком «Нева» с плугом землю, несложен. Разумеется, точно так же, как и с использованием любой другой подобной техники. Единственное, опытные дачники рекомендуют перед вспашкой сменить в мотоблоке этой марки масло. Даже в том случае, если он еще новый.

Как еще можно использовать мотоблок

Таким образом, вы теперь знаете, как пахать мотоблоком «Нева» и другим подобным оборудованием землю на участке. Но, конечно же, при желании эту технику можно использовать для выполнения и многих других операций. К примеру, очень часто мотоблоки используют для окучивания картофеля. В этом случае вместо плуга используется другое навесное оборудование. Называется этот инструмент окучником. При работе он подрезает и отваливает землю примерно так же, как и плуг, но на меньшую глубину. Окучников бывает всего два вида: обычные и дисковые. Второй вариант стоит дороже, но и в работе он гораздо более удобен.

Иногда дачники используют мотоблок и для уборки урожая. В этом случае на него навешивается особый инструмент, представляющий собой гибрид прополочных лап и решетки. При работе мотоблока он поднимает землю вверх, после чего она ссыпается обратно через решетку, оставляя корнеплоды на поверхности.

Таким образом, мы с вами выяснили, как пашут мотоблоком землю. Процедура эта, как видите, достаточно простая. В любом случае она менее трудоемкая, чем при использовании для этой цели лопаты. Самое главное – это правильно выбрать колеса и навесить плуг в соответствии со всеми приведенными выше рекомендациями.

Правильная и быстрая обработка земли мотоблоком (пахота мотоблоком)

Универсальность применения отличает все мотоблоки, позволяющие выполнять самые разные сельхозработы, которыми приходится заниматься владельцам дач и сельских домов. Производство мотоблоком разных по технологии работ обеспечивается разнообразными навесными приспособлениями. Обработка земли мотоблоком подразумевает: пахать, окучивать, сажать и убирать картофель и другие корнеплоды, пропалывать всходы и косить траву — то есть производить основные сельхозработы.

Правильная обработка земли мотоблоком

Посадке самых разных сельхозкультур на огороде предшествует вспашка почвы обычным отвальным плугом, установленным на мотоблоке.

Перед началом пахоты мотоблоком на него устанавливают грунтозацепные стальные колеса. Размеры грунтозацепных колес располагаются в диапазоне: диаметр от 50 до 60 см, ширина обода до 18-20 см. При меньшем диаметре не будет обеспечен нужный просвет между редуктором мотоблока и землей, а при колёсахс меньшей шириной мотоблок начнет «водить» по борозде. Лучше иметь не сплошные ободы грунтозацепных колес, так как в противном случае между зацепами колес набьется земля и мотоблок забуксует.

Вес колес должен быть таким, чтобы вместе с ними мотоблок весил более 70 кг, иначе пахать на нем будет невозможно из-за его буксования.

Глубина и эффективность пахоты прямо зависит от тяжести мотоблока – чем она больше, тем лучше, поэтому к колесам или спереди мотоблока иногда крепят дополнительные грузы.

Глубины вспашки мотоблоком

Установка глубины вспашки делается после установки мотоблока со стандартной сцепкой колесами на подставки (из деревянных досок или кирпичей) высотой от 13 до 15 см. При этом продольную часть сцепки (грядиль) нужно выставить горизонтально. Плуг ставится на землю, чтобы вся кромка его лемеха касалась земли, после чего он соединяется со сцепкой.

При пахоте стойка плуга постоянно должна оставаться вертикальной даже при сильном отклонении мотоблока в правую сторону, для чего в сцепке плуга сделаны пазы дугообразной формы для изменения взаимного наклона плуга и мотоблока путем поворота плуга вправо или влево.

Поэтому, если мотоблок наклонился вправо, то следует ослабить гайки нв болтах в регулировочном пазу, повернуть плуг против часовой стрелки (при взгляде сзади) и поставить стойку плуга в вертикальное положение, после чего затянуть гайки.

Как регулировать наклон стойки плуга

Установка плуга по ширине колеи производится с ориентированием на правый край кромки лемеха, который должен совпадать с внутренним краем правого колеса.

Установка плуга по ширине колеи

Устанавливаем угол атаки. Плуг должен встать на грунт сразу и пяткой, и носком, что обычно подтверждается вертикальностью его стойки Если он будет стоять только на пятке, тоон будет выталкиваться из земли, если на носке, то он будет слишком зарываться.

Несколько полезных советов. При пахоте на плуг действует несимметричная нагрузка, которая отклоняет мотоблок вправо, поэтому прокладка прямой первой борозды дело непростое. Натяните шнур или прочертите на земле прямую линию для задания ориентира. Первую борозду сделайте меньшей глубины — 10-12 см. Далее направление мотоблоку будет задавать его правое колесо, которое едет по борозде.

Если грядиль сцепки длинный, то пахать будет легче с опорным колесом, которое задаст глубину погружения плуга. Такое колесо может быть как слева от плуга (колесо покатится по не вспаханной земле), так и справа (оно покатится по борозде).

Работа с мотоблоком будет более удобной, если отклонить его ручки влево, чтобы идти по не вспаханной земле.

Пахота мотоблоком с повернутыми ручками

Двигаться при пахоте нужно вдоль длинной стороны участка, чтобы делать меньшее число разворотов. При ежегодном вспахивании участка желательно также ежегодно изменять направление движения для предотвращения постепенного передвигания почвы как следствия ее постоянного отвала в одну сторону плугом и предотвращения перетаскивания ее на концы борозд.

Иногда, особенно если пашется целина, при полном заглублении плуга мотоблок буксует. В этом случае вспашку ведут за два раза: первый раз с меньшей глубиной, а затем на полную глубину. Обрабатывать очень твёрдую почву нужно только влажной, а не сухой, и поэтапно. Существует также возможность разрыхлить её фрезой за несколько проходов.

Окучивание мотоблоком

Окучивание мотоблоком сделать более просто, чем пахать им. Устанавливая обычный окучник, выставляют глубину погружения и угол атаки. Мотоблок просто устанавливается на ровной площадке (без подставок), окучник ставится на землю так, чтобы его стойка была вертикальной,что эквивалентно установке нужного угла атаки, затем он крепится к сцепке.

Установка обычного окучника на мотоблок

Если при работе окучник слишком глубоко зарывается в землю или, наоборот, выходит из земли, то стойку его нужно наклонить либо чуть назад, поднимая носок, или наклонить вперед, увеличив заглубление.

Перед работой с дисковым окучником регулируют промежуток между нижними точками дисков, равный принятой ширине между грядками (от 35 до 70 см в зависимости от культуры) и угол атаки, который должен быть одним и тем же, как для одного, так и для второго диска, иначе окучник будет тянуть в бок.

Угол атаки дисков окучника

У дисковых окучников выделяют еще один параметр — угол наклона дисков по отношению к вертикали, но он, почти всегда, является постоянным и не регулируется.

Когда у колес мотоблока диаметр примерно 70 см и ширина 10-14 см, то тогда они не повреждают растений. Поэтому перед работой с дисковым окучником следует установить подходящие колеса.

На сцепке для дискового окучника отсутствует грядиль, вместо него есть поводок окучника, позволяющий регулировать все необходимые параметры.

Быстрая и качественная обработка земли мотоблоком видео

Пахота мотоблоком видео подборка

Как правильно копать землю мотоблоком (видео)

Мотоблок или минитрактор может стать незаменимым помощником любого малого фермера на его земельном участке. Он не требует много горючего, занимает минимум места, прост в эксплуатации и решает ряд важных задач, одна из которых — вспашка земли.

Мини, средний или тяжелый?

Для того чтобы пахота мотоблоком с плугом (распашником) была эффективной, необходимо правильно выбрать оборудование. Подбирая мотоблок, необходимо учесть, во-первых, площадь земли, которую с его помощью будут обрабатывать, и, во-вторых, задачи, которые он должен выполнять.

Существует три вида мотоблоков:

Советуем ознакомиться с техническими характеристиками мотоблоков Нева МБ 2, Салют 100, Zubr JR-Q12E.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки каждого из них.

Мини, или легкие мотоблоки

Используются для работы на небольших участках земли, их также называют мотокультиваторами. Мощность двигателя этих устройств — до 4,5 лошадиных сил.

Среди преимуществ мотокультиваторов выделяют:

  • легкость (вес не превышает 40 кг);
  • невысокую цену (от 6000 грн.);
  • возможность обрабатывать труднодоступные места благодаря небольшому захвату фрезы.

Однако легкие мотоблоки работают недолгое время, так как имеют недостаточно мощный двигатель, который быстро перегревается, и плохо зарываются в грунт из-за недостаточного веса.

Важно! В мотокультиваторах крепление дополнительного оборудования, в том числе и плуга, не предусмотрено.

Средние мотоблоки

В отличие от легких, могут похвастаться наличием заднего привода и отлично подходят для работы на больших участках (до 0,5 га). Вес варьируется от 45 до 65 кг, стоимость такого оборудования, в среднем, составляет 10 000–12 000 грн. Мощность двигателя — 4,5–12 л. с. На многие модели средних мотоблоков можно крепить дополнительное оборудование.

Основные преимущества:

  • наличие передней фары и двух передач;
  • возможность прикрепить плуг;
  • в сравнении с тяжелой техникой такого типа, средние мотоблоки более подвижны, легче поворачивают.

Среди слабых мест моноблоков этого класса выделяют глубину обработки до 11 см, которая является недостаточной для многих культур.

Тяжелые мотоблоки

Подходят для профессиональной обработки земли на участках, площадь которых превышает 0,5 га, поскольку имеют мощность двигателя от 12 до 30 л. с. и много сверхкомплектных функций. Стоимость тяжелых мотоблоков составляет не менее 12 000 грн. Возможность крепления картофелекопателя, прицепа или плуга — одно из основных преимуществ мотоблоков данного типа. Они прорывают почву легко и одолевают участок в разы быстрее мотокультиваторов.

Тяжелые мотоблоки имеют дополнительные опции: возможность регулирования пневмоколеса и руля (выше-ниже), реверс. Заметные недостатки — громоздкость, в связи с чем надо приложить много сил, для того чтобы повернуть оборудование; необходимость в усилении, т. к. при высокой нагрузке возможна поломка фрезы или ручки руля.

Узнайте, как оборудовать ваш мотоблок косилкой, картофелесажалкой, картофелекопалкой.

Подготовка мотоблока

Определив, что для вспашки земли мотоблоком с использованием навесного плуга подходят средние и тяжелые типы этого оборудования, разберемся, как надо подготавливать мотоблок к эксплуатации.

Установка грунтовых зацепов

Сначала необходимо установить грунтовые зацепы диаметром не меньше 50 см, а шириной — 18 см. Предварительно подготовив вставные оси, поместите оборудование на поверхность, где оно будет стоять ровно. Затем на удлиненных осях вместо колес с шинами установите колеса с зацепами для грунта. После установки зацепов можно переходить к навешиванию плуга на мотоблок.

Знаете ли вы? Изначально земледельцы рыхлили грунт руками, позже — палками, и только в IV тысячелетии до нашей эры был изобретен плуг, который до середины прошлого века во всем мире символизировал начало новой жизни и был эмблемой земледелия.

Навешивание и регулировка плуга

Плуги прикрепляются к мотоблоку сцепками, различные виды которых имеют свои свойства. Поэтому перед установкой на мотоблок распашника необходимо провести работу по скреплению его со сцепкой. Её надо закрепить одним шкворнем, сохраняя при этом люфт в горизонтальной плоскости (5–6 °). Зафиксировав сцепку двумя шкворнями или убрав люфт, можно получить жесткое соединение, что является ошибкой.

Важно! Если сцепка не имеет возможности люфта, то когда заглублённый плуг будет двигаться вперед и на него будет действовать сила сопротивления со стороны грунта, отклоняться в сторону будет не только плуг со сцепкой, а весь мотоблок, что значительно усложнит работу.

Далее надо прикрепить плуг к сцепному устройству, не закручивая крепежные гайки до упора, чтобы приступить к регулировке распашника. Эту операцию лучше совершать с помощником. Когда навесное оборудование прикреплено, можно переходить к настройке плуга на мотоблоке. Регулировка распашника — это сложнее, чем его крепление к агрегату, но этот процесс очень важен, поскольку если ошибочно настроить плуг, к вспашке надо будет приложить больше усилий и она не будет качественной. Для того чтобы отрегулировать разрыхлитель на мотоблоке, с помощью подставок надо сбалансировать орудие вспашки с плугом. Для этого на одинаковые деревянные подставки, высота которых зависит от желаемой глубины вспашки земли, ставим грунтовые зацепы и опорную ножку мотоблока. Это надо сделать так, чтобы мотоблок не перевешивал в сторону навесного оборудования.

Следующий шаг — используя болты для регулировки, наклонить станину плуга таким способом, чтобы его пятка находилась параллельно к земле. После этого надо убрать все подставки и отрегулировать водило так, чтобы рукоятки были на одном уровне с поясом работника, вспахивающего почву. Таким образом руки долго не устают, работая с агрегатом.

Последний этап — стабилизация уровня плоскости вспашки. Угол между острым концом плуга и земной поверхностью можно регулировать, перестанавливая болтовые соединения или используя регулировочный винт. Второй способ более удобный и практичный. Для этого на мотоблоке, стоящем на плоскости вместе с прикрепленным распашником, надо выкрутить регулировочный винт таким образом, чтобы лезвие навесного оборудования «лежало» на земле. Потом — выкрутить винт в противоположную сторону, чтобы «зад» плуга поднялся на 2,5 с. над землей, не больше и не меньше. Если этот так называемый угол атаки слишком большой или наоборот, мотоблок не будет пахать, как надо.

Важно! От выбора плуга напрямую зависит то, будет ли возможным вспахивание грунта. При покупке навесного оборудования обязательно надо учесть тот факт, что его размер обусловлен весом мотоблока (для агрегата, вес которого около 100 кг, подходит плуг, захват которого равен 23 см, захват плуга для машин, вес которых не выше 75 кг, должен равняться 18 см).

Вспашка участка

Разобраться, как пахать мотоблоком с плугом, несложно. Для этого надо выкатить устройство на место вспашки земли и вдоль первого ряда, где будет происходить рыхление, натянуть шнур, на который можно ориентироваться, — плуг тянет вправо, и сделать первый ряд ровным без вспомогательных средств достаточно сложно.

Ручку оборудования стоит повернуть влево, чтобы идти по еще не вспаханному участку земли. Прежде чем начать основную вспашку, необходимо совершить контрольное вспахивание грунта — проход до противоположного конца участка на небольшой скорости.

Это нужно для того, чтобы проверить, правильно ли отрегулирован распашник и достаточная ли глубина борозды (она должна составлять 15–20 см). Правый грунтозацеп располагаем в пропашной борозде, включаем первую передачу, наклоняем устройство вправо и начинаем двигаться. Совершив первый контрольный проход, поворачиваем устройство на 180 ° таким образом, чтобы правое колесо мотоблока находилось в противоположной стороне к уже пропаханному ряду, и движемся в обратном направлении. После второго прохода оцениваем глубину борозды. Если глубина недостаточна или же борозда слишком глубокая, плуг следует снова отрегулировать.

Вспахивая участок, надо следить за тем, чтобы правый грунтозацеп не выходил за пределы борозды и стойка распашника располагалась перпендикулярно поверхности земли. Гребень каждой последующей борозды не должен находиться далеко от предыдущей (расстояние между гребнями — до 10 см).

Важно также следить, чтобы борозда не ложилась на предыдущую борозду нагромождением земли. Для этого правое колесо должно двигаться по середине. Если разобраться, как правильно пахать плугом на мотоблоке, безошибочно его отрегулировать, то устройство должно двигаться плавно, без рывков и тяги в сторону. Со временем, когда вы убедитесь, что борозды ровные, скорость можно увеличить, чтобы гладь земли была ровной и сама пахота шла быстрее.

Вспахивать грунт мотоблоком надо неторопливо, нельзя подталкивать устройство. В случае перегрева двигателя, что случается нередко, вспахивание надо прекратить на некоторое время.

Знаете ли вы? Плодородный слой (гумус) не подлежит восстановлению. Вследствие вспахивания повышается уровень кислорода в глубоких слоях почвы, отчего гумус минерализуется. Это и есть причиной того, что в первые годы вспаханные грунты дают большие урожаи. Однако именно процесс минерализации плодородного слоя приводит к сокращению его количества, что может иметь плохие последствия для человечества.

Таким образом, мы выяснили, что для навешивания плуга и вспашки с ним земли лучше использовать средние и тяжелые мотоблоки. Плуг крепится к минитрактору при помощи сцепок, после чего надлежит регулировке (глубина, рукоятка, уровень плоскости вспашки). Правильная регулировка — залог эффективной пахоты. Вспахивая участок, надо следить за глубиной борозд, температурой двигателя, положением колес мотоблока.

Источники:

http://fb.ru/article/199105/kak-pashut-motoblokom-zemlyu-kak-pravilno-pahat-plugom-na-motobloke

Правильная и быстрая обработка земли мотоблоком (пахота мотоблоком)

http://sampit.ru/kak-pravil-no-kopat-zemlyu-motoblokom-video/

Читать так же:  Культиватор Кайман - обзор моделей с двигателем субару, 60s d2, 50s c2, запчасти, ремонт, цены, видео
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector